Главное меню
Главная
Новости
Материалы
Справочник
 
Главная arrow Новости
Пока идет зима, заочно... Печать E-mail



УВЕДОМЛЕНИЕ О РАСПИСАНИИ ЗАНЯТИЙ  НА ЗИМНЕЕ ПОЛУГОДИЕ

И.Кант
 
Наставлять юношество трудно, потому что в смысле уразумения приходится, не считаясь с возрастом, забегать вперед и, не дожидаясь зрелости рассудка, сообщать такие знания, которые в естественном порядке могли бы быть усвоены лишь более искушенным и изощренным умом. Отсюда возникают вечные предрассудки в школах, более упорные и часто более нелепые, чем обычно встречающиеся, и скороспелая болтливость юных мыслителей, отличающаяся большей слепотой, чем всякое другое самомнение, и более неисцелимая, чем невежество. В самом деле, естественный прогресс человеческого познания состоит в том, что сначала развивается рассудок - на основе опыта он доходит до ясных суждений и через их посредство до понятий, - затем эти понятия познаются разумом в соотношении с их основаниями и следствиями и, наконец, систематизируются наукой. Поэтому и наставление юношества должно идти по тому же самому пути. От преподавателя, стало быть, следует ожидать, чтобы он своего слушателя сделал сначала человеком рассудительным, затем разумным и, наконец, ученым. Такой метод имеет то преимущество, что если бы ученик даже никогда не достиг последней ступени, как это обычно и бывает, то он все же извлек бы пользу из такого обучения если не для школы, то, по крайней мере, для жизни: он приобрел бы больше опыта и стал бы более здравомыслящим.
Если же перевертывают этот метод, то ученик подхватывает что-то от разума, прежде чем у него развит рассудок, и пользуется чужими мыслями в науке, до которой он еще не дорос, причем его душевные способности столь же бесплодны, как и раньше, но только стали гораздо более извращенными от воображаемой мудрости. В этом причина того, почему нередко встречают ученых (вернее, людей с образованием), которые обнаруживают мало ума, и почему академии выпускают больше бестолковых людей, чем какие-либо другие круги общества.
Но так как философия есть, собственно говоря, занятие для зрелого возраста, то неудивительно, что возникают трудности, когда занятия ею хотят приспособить к еще не окрепшим способностям юношеского возраста.
 

 
Публикации к ноябрю Печать E-mail

"Ни в чём не усердствуй слишком, а выбирай середину - тот же увидишь успех, что и трудясь тяжело", - советовал, кажется, Феогнид.
Конечно, чтоб угадать это "слишком", чтобы спокойно гулять по тропам "золотой середины", нужны интуиция, разум, опыт. Ценно также и веское слово серьёзных учёных... Интересны их наблюдения, экспериментальное моделирование, данные, разные толкования, способы организации деятельности...
В рубрике, посвящённой нейропсихологической диагностике, размещён небольшой текст с простой и великой мудростью: здоровый образ жизни включает, наряду с движением тела, ещё и движения души, способность мысли вольготно и эффективно перемещаться к новому и верному решению...
 Как часто бывает, иногда удаётся научно доказать то, что народная мудрость давно знала или о чём догадывались очень хорошие умы. Ещё Бенджамин Франклин считал, что "Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится к уму, как и к телу".

 
Лето Печать E-mail

Лето - пора юного роста, мощного всестороннего развития и достижения зрелости.
На лето часто надеятся как на благодатную пору. ..
А конечным мерилом всех трудов и удач в период развития обычно становятся наши состоявшиеся возможности.
Протоиерей Александр Лаврин так и говорит, что Страшный Суд - это когда в предстоянии перед Богом человек "видит, каким бы сам мог стать. Но там не долюбил, а там не дотерпел, кому-то не помог, другого не заметил, - везде ничего не доделал!"

Вырастите себя до своих возможностей!

Хорошего вам лета!
 
Публикации Печать E-mail


Тем, кто действительно изучает мышление, весьма полезно иметь в виду замечательные разработки участников системомыследеятельностного движения. Делать это лучше аккуратно, несуетно, давая себе возможность осмысленно поработать с текстом. Здесь публикуются небольшие фрагменты из лекций, прочитанных в Ростове в 1987 г. одним из создателей системомыследеятельностной методологии, Георгием Петровичем Щедровицким.


Рубрику Как мы работаем опять остро пронзило свободой творчества с ее неотвратимой требовательностью ко всякой наивной и дерзкой попытке человека хотя бы приблизиться к праву Творца.
История выращивания китайским Мастером поэта напоминает в изложении Германна Гессе пластику движений У-шу: лаконичность и аскетичная необходимость, продиктованные, кажется, самим мирозданием Поднебесной.
Здесь же вы можете найти блистательный текст Анны Ахматовой "Тайны ремесла" и своего рода коллаж, составленный для рубрики Как мы работаем из некоторых стихотворений Арсения Тарковского.
Несколько строк по этому поводу:
Стихи из Цикла "Тайны ремесла" написаны Ахматовой настолько ясно и жизненно, что теперь, кажется, уже навсегда вошли в азбуки выращивания поэтических судеб. Вот только никак никому не удается достаточно рафиникованно отделить в таких азбуках собственно ремесло от вовлеченной в него личности.
Попытки такой сепарации во многих отношениях интересны. Например, отделив одно от друго удачно, мы могли бы отдать рутинное стихоплетство компьютерам... И не только одну лишь паутину рутины. Известны эксперименты с фреймированием и последующей имитацией  максим Ларошфуко, которые вполне обнадеживают специалистов по шаблонам и тем, по-своему, фрактально изящны.
Но как быть с теми поэтами, что "ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души" (В.Высоцкий)? Может быть в эпоху HiEnd "сердцебиение при звуке шагов и дом с окошком в сад, свеча и близорукий взгляд, не требующий ни поруки, ни клятвы" - это ненужная лирика, слабость, пустое излишество, роскошь? Тем более, в нынешнем глобально прижатом к брутальности мире... И, может, поэту следует оценить свою обычную деятельность как  попросту неэффективную, несовременную, нетехнологичную работу? И вообще, откровенно говоря, поэт, серьезно рискует не так, как все, почувствовать ритм эпохи! Поэт рискует оторваться от нее и стать ненужным на рынке поэзии, если не уловит, уже в ближайшее время, что попросту иррационально и, собственно, незачем изучать всю эту старую рухлядь... Поэту пора одуматься, провести в душе инвентаризацию, аммортизацию, списание, дезинфекцию; вымыть там всё, выкинуть старьё, освоить слогановый стиль современной массовой мысли  (в духе "биологическое страхование жизни")... И надо внимательнее улавливать рекомендации вышестоящих, правильно их выполнять, привлекать материалы и средства, выигравшие организованный ими тендер... И во время этой уборки, наверное, не надо бояться что-нибудь выплеснуть вместе с водой?
Всё действительнго просто: текст оригинала указывает на риск выплеснуть с водой не что-нибудь, а кого-нибудь. И это различие (если оно смысловое) определеяется не шансовым инструментом лексических вариаций поиска окопных выгод, а достоинством, ценностями, симпатиями и вкусами. Тактическое мышление автора - совсем не то же, что глубоко урытая авторскеая позиция. И это принципиально, это бескомпромиссно. Как беспощадно-бескомпромиссна невозможность свести всё богатство многих кульутр к одной культуре или к любому всеобщему ценностному эквиваленту.
Да что там - многих культур! Вспомните впечатление Ахматовой о контрасте между парижским счастьем и ленинградской недопустимостью полноценного общения с её Модильяни: "И горькое это несходство душило как воздух сиротства"... Она - о женской судьбе, а ЦК ВКП(б) - о космополитизме "взбесившейся эротической монашенки" (см. доклад А.А.Жданова в 1946 г.). Вот уж, действительно, горькое несходство...
Анна Андреевна Ахматова и Арсений Александрович Тарковский - великие поэты одной эпохи, и они понимали друг друга, а читатели нередко соотносили их поэзию. Вместе с этим, по мнению многих, стихи А.Тарковского нередко оказывались наполнены совсем другой, - мужской, - интонацией... И, что очень важно для рубрики Как мы работаем, его поэзия освящена редкой твердости огранкой собственной искренности, способностью высветить и омыть радужной чистотою слезы глубинные связи между поступками и судьбой.

 В этой рубрике также размещена ценная коллекция менеджерских мудростей, собранная Джерри Мэддоном в организации работы над проектами NASA. Его отчетливо инженерный подход может очень понравиться тем, кто предпочитает по-настоящему делать дело. Весьма показательна позиция руководителя, который считает, что "Ошибка - это совершенно нормальная вещь, а вот неудача - нет. Неудача - это ошибка, которую вы не смогли исправить".
 
А.К.

 
По расписанию весна Печать E-mail

Завершается заочный период, который был, вероятно, полон самых разных хлопот.

Простор заочности, как известно, одним открывает ценный опыт подлинной самоорганизации и творчества, мудрого понимания простых и сложных чувств, впечатлений, мнений, поступков... другим - распахивает ворота шлюзов, державших прежде бурные потоки неуправляемого изобилия переменных.

И, всё же, зима понемногу уступит весне, поскольку :) расписанием наших занятий предусмотрена весенняя встреча...
То самое время, когда каждый, так или иначе, вновь обретает право на живые чувства или хотя бы вспоминает о них.

Даже тот, кто "много знает, слишком много думает с детства и слишком занят собой", кто, складывая так день за днём, словно печь - по кирпичику, словно строчки стихов - по словам, с годами становится "человеком, называющим всё по имени, отнимающим аромат у живого цветка"...

И, предполагая в юных их живую способность к живым непосредственным чувствам, этот рыцарь в кожанке с мандатом, изысканно одарённый речами, внимательный, как отражение зеркала, надежный блок своих живых слабостей, - мужественно признаёт великие права весны в обычной несовершенной жизни, возвращающие подлинное достоинство сквозь закаленные холодом защиты:

«Право, я буду рад за вас,
Так как - только влюбленный
Имеет право на звание человека».




И продолжает оставаться вечно мудрым Уведомление о расписании лекций...
А.К.
 
 
 
Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие
 
Наставлять юношество трудно, потому что в смысле уразумения приходится, не считаясь с возрастом, забегать вперед и, не дожидаясь зрелости рассудка, сообщать такие знания, которые в естественном порядке могли бы быть усвоены лишь более искушенным и изощренным умом. Отсюда возникают вечные предрассудки в школах, более упорные и часто более нелепые, чем обычно встречающиеся, и скороспелая болтливость юных мыслителей, отличающаяся большей слепотой, чем всякое другое самомнение, и более неисцелимая, чем невежество. В самом деле, естественный прогресс человеческого познания состоит в том, что сначала развивается рассудок - на основе опыта он доходит до ясных суждений и через их посредство до понятий, - затем эти понятия познаются разумом в соотношении с их основаниями и следствиями и, наконец, систематизируются наукой. Поэтому и наставление юношества должно идти по тому же самому пути. От преподавателя, стало быть, следует ожидать, чтобы он своего слушателя сделал сначала человеком рассудительным, затем разумным и, наконец, ученым. Такой метод имеет то преимущество, что если бы ученик даже никогда не достиг последней ступени, как это обычно и бывает, то он все же извлек бы пользу из такого обучения если не для школы, то, по крайней мере, для жизни: он приобрел бы больше опыта и стал бы более здравомыслящим.
Если же перевертывают этот метод, то ученик подхватывает что-то от разума, прежде чем у него развит рассудок, и пользуется чужими мыслями в науке, до которой он еще не дорос, причем его душевные способности столь же бесплодны, как и раньше, но только стали гораздо более извращенными от воображаемой мудрости. В этом причина того, почему нередко встречают ученых (вернее, людей с образованием), которые обнаруживают мало ума, и почему академии выпускают больше бестолковых людей, чем какие-либо другие круги общества.
Но так как философия есть, собственно говоря, занятие для зрелого возраста, то неудивительно, что возникают трудности, когда занятия ею хотят приспособить к еще не окрепшим способностям юношеского возраста.
 
И.Кант
 





Подробнее...
 
© 2017 10й КАБИНЕТ
Website Security Test