Главное меню
Главная
Новости
Материалы
Справочник
 
Главная arrow Материалы arrow Психодиагностическое изучение влечений arrow Философски-методологические основания аналитической психологии
Философски-методологические основания аналитической психологии Печать E-mail




ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ



 

Девдариани Н.В.


      Методология К.Г. Юнга, осуществляющая движение к целостности человека, представляет собой систему принципов, ведущих исследователя от выявления противоположностей к анализу законов их взаимодействия и установлению принципов их единства или гармонии. К этим принципам мы относим принцип дополнительности сознательной и бессознательной установки, принцип гармонии (удержания равновесия) или энантиодромии, целостности или поиск возможностей единства противоположностей. В работах Юнга эти принципы нашли широкое применение в исследованиях комплексов, методике ассоциативного эксперимента, исследованиях символической природы человеческой души.
      Целостность человека, в данной статье, определяется возвращением ему утерянных и забытых характеристик: бессознательного содержания его души, а вместе с ним духовной и божественной составляющих его жизни; целостности его души, духа и тела, мышления и чувств, интуиции и ощущения; единства его коллективных и индивидуальных качеств, универсального и индивидуального в каждой личности; его глубинной связи с родовым опытом человечества; его символической природы; его изначального единства с миром. Юнговское понимание бессознательного меняет представление о происхождении бессознательного в человеческой жизни, его значении, месте и функциях. Юнг расширяет понятие бессознательного как вытесненного и «утерянного» до его полного значения – того, что никогда не терялось и не может быть утеряно (без потери самой личности), что через века сохраняет единство человека в его роде – человечестве. Бессознательное определяется как жизненная сила, влечение, позволяющее человеку реализовываться во всей его полноте, тончайшими нитями связанной с природой и историей человеческого рода. В силу этого, бессознательное теряет характер запретного, блокируемого и блокирующего, приданный ему З. Фрейдом, принимая характер вечно бьющего творческого жизненного источника, из соприкосновения с которым рождается творчество жизни, человеческой личности и культуры.
      Целостность развития человека, следуя методологии Юнга, проявляется в прохождении им закономерных стадий роста, результатом которого выступает обретение индивидуальности – отдельного, целостного существа, раскрывающего все многообразие возможностей своей личности, пришедшего в итоге своего пути к единству социального и индивидуального в освоении образов коллективного бессознательного. В этом синтезе коллективного и индивидуального – сильнейшая сторона юнговского учения, предлагающего особое видение и решение проблемы единства и целостности человека, его становления и развития.
      Вся аналитическая психология проникнута глубинным пафосом и вниманием к человеку. Личность и индивидуальность в учении Юнга есть то, от чего зависит многое в современном мире. Его постановка проблемы индивидуальности имеет особенный характер и необычные перспективы. Аналитик увидел проблему человеческой души, несущей противоречие коллективного и индивидуального внутри себя как неотъемлемую часть своей природы. В ситуации такого – внутреннего – противостояния решение проблемы как массовости, так и индивидуальности может быть только на пути диалога или усвоения «уроков» каждой из сторон противоречия.
      Многие кризисы в обществе и в душевной жизни человека имеют долгую бессознательную историю. Человек проходит ее шаг за шагом, не осознавая опасности, которая накапливается. То, что человек старательно стремится не замечать, часто улавливается его бессознательным, которое передает информацию посредством сновидений.
     Переходное состояние общества обнажило иррациональные компоненты, управляющие поведением социальных субъектов, уменьшило социальный контроль над ними, результаты социальный деятельности получили непредсказуемый характер.
     Особого внимания заслуживает глубинная, наиболее независимая от конкретной социальной ситуации основа аффективных, эмотивных, традиционных форм поведения – коллективное бессознательное.
     Сегодня широко вошло в научный обиход представление о том, что было бы ошибочно рассматривать человеческую психику как нечто сугубо личное. Сам автор аналитической психологии говорит о том, что так называемое "цивилизованное" сознание вроде бы прочно отделило себя от основополагающих инстинктов. Но от этого они не перестали существовать. Они лишь потеряли связь с сознанием, а потому проявляют себя лишь косвенным образом – посредством неуправляемых массовых настроений, эффекта "толпы", входящих из глубины веков стереотипов поведения.
     Под влиянием идей Юнга, а частично и заимствуя методологию его исследований относительно символических содержаний сновидческих образов, сформировалось новое направление в психологии - онтопсихология, которая рассматривает человека как активного субъекта жизни. Ее главная цель – изучение того, каким образом под влиянием обстоятельств формируется творческая индивидуальность с присущим ей духовным миром, стремлениями, ценностями, онтопсихология исследует, как именно неповторимая индивидуальность строит свою жизнь, реализует себя в деятельности, общении, творчестве.
     Современное пост–юнгианство значительно усовершенствовало приемы и техники активизации образов бессознательного. Один из наиболее интересных подходов принадлежит Джеймсу Хиллману, создателю так называемой «архетипической психологии» - особой разновидности юнгианского анализа, утверждающей примат спонтанного творчества среди других видов терапевтической работы. Отличительная особенность пуэрильного подхода – представление об аутентичной ценности образа, значение и смысл которого, прежде всего, субъективны. В процессе интерпретации бессознательной символики, в подходе Хиллмана, ведущая роль принадлежит индивидуальности.
        Юнговская теория архетипов, коллективного бессознательного и индивидуации составляют    смысловое, философско-методологическое ядро его учения. Разные его стороны оказали глубокое воздействие на многочисленные сферы культуры и науки: анализ архетипов вошел в арсенал литературоведения и психологии народов, антропологии, этнологии; понимание причинности через принцип синхронности (соотносительной одновременности происходящих событий, не связанных каузально) привлекло внимание методологов науки и ученых в самых разных областях знания.

 
След. »
© 2018 10й КАБИНЕТ
Website Security Test