Главное меню
Главная
Новости
Материалы
Справочник
 
Главная arrow Материалы arrow Психодиагностическое изучение личности arrow Краткие интерпретации основных шкал теста MMPI
Краткие интерпретации основных шкал теста MMPI Печать E-mail

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ "ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА MMPI"


Составление, переработка, редактирование: Капралов А.А.


В Миннесотском многомерном личностном перечне (тест MMPI) в качестве основных представлены следующие десять тестовых шкал:
 
1. Шкала, по которой наибольшее количество резонансных ответов дают те обследуемые, кто, по крайней мере в настоящее время, уделяет повышенное внимание признакам возможных или фактических изменений в своем здоровье (преимущественно, соматическим симптомам).
Поскольку такие люди часто излишне озабочены неблагополучием своего здоровья, эта шкала получила название шкалы ипохондрии и была построена с отбором утверждений, на которые в исследованиях ипохондрики откликались существенно чаще и стабильнее других. Однако повышенные оценки по шкале могут быть также обусловлены излишним стремлением гарантировать и перепроверить свою застрахованность от неблагоприятных состояний. Интерпретация полученных по шкале данных нередко предполагает более общую готовность обследуемого сочетать чувствительность к своему соматическому состоянию с излишней мнительностью (тогда шкалу 1 называют шкалой сенситивности-мнительности). Психологу надо учитывать, что оценка по шкале 1 иногда может подняться, например, у психически здорового опытного спортсмена в связи с пристальным «взвешиванием» своих сил перед нагрузками, которые, предъявят высокие требования к состоянию здоровья. В другом случае аналогичное повышение показателя отразит совершенно другие явления. В частности, смещение акцентов с тяжелых или интенсивных переживаний и фактов на озабоченность соматическим состоянием.
То же касается интерпретации оценок других отдельных шкал или групп шкал, а также всей совокупности шкал теста (профиля теста). Закономерно, что толкование шкальных оценок с учетом фактических обстоятельств обследования существенно важно для корректного понимания собранных тестовых данных.
 
2. Шкала депрессии (Шкала пессимистичности). На события, которые ранят, причиняют страдания и убеждают в правильности пессимистичных оценок, можно откликнуться раздражительностью и гневливостью, мрачной или пассивно-безразличной безнадежностью, даже отказом от чего-то жизненно-важного, а можно ответить и неожиданной мягкостью, минорной улыбчивостью или, например, альтруизмом. Страдание, связанное с невозможностью достичь идеала или идентифицироваться с ним, - хотя он кажется доступным, - первично возникает, вероятно,  по поводу симбиотических отношений (подобных отношениям в гармоничной связи матери и плода). Желание навсегда остаться в ускользающем «прекрасном мгновении», желание возобновить его, восстановить, отыскать, создать заново в новых условиях провоцирует тенденцию остановиться в потоке жизни ради верности идеалам. Душевная боль, тревога, безрадостный азарт и неприязнь, тоска, особая притязательность и требовательность или разочарованность от того, что это не удается, - часто дают повод серьезно озаботиться создавшимся положением. Или, уверовав в недоступность счастья, хотя бы имитировать безопасность и благополучие идеальных отношений. Некоторые с головой погружаются в эту волну - как в небытие. Будто, чтобы переждать бессилие и беспомощность, горечь оценок и знаний, в которых мало значат и жизнелюбие, и живая воля, и живая действительность. Когда кажется, что проще отдаться грезам и дурману, а доступные полномочия сбросить, как бремя, и максимально ограничить их до ситуативно желаемых. Когда возможности опрокидываются, падают, путаются и теряются как струи дождя. Когда осмыслить что-то становится невмоготу. И отличить свет жизни от бездны небытия удается, в основном, лишь потому, что в вечной бездне мрака даже нехотя различим и едва существующий свет. И кажется порой, что останется лишь одно: безнадежно рассчитывать, что это состояние может кончиться тогда, когда все плохое тоже кончится, и жить станет возможно. 
 
3. Шкала истерии (Шкала эмоциональной лабильности). Неустойчивость мотивов достижения и избегания, которая часто сопровождается эмоциональной лабильностью и яркостью переживаемых чувств без существенной глубины этих переживаний. Помогать подвижности поверхностностью - вполне удобный способ преодолеть непримиримость и другие неприемлемые изменения в себе и в своих отношениях с окружением без проблем конфронтации собственной восприимчивости с существом ситуации. Способность делать это успешно и эффективно способствует не только приятной легкости и ролевой точности переключений в коммуникации (благодатной для артистичного, художественного склада), но и поразительному преобразованию своих действительных побуждений и аффектов в признаки совершенно посторонних изменений. В том числе, во впечатления, призванные маскировать фактические трудности, или в шокирующее поведение, способное отвлечь от сути проблем. Излишняя драматизация и экзальтация также помогают в подобных случаях сместить акцент с нагрузок в реализации основных интересов на весьма интенсивные нагрузки, связанные с реализацией менее ответственных или мене опасных второстепенных ценностей. Поэтому при столкновении личностей такого склада с трудностями жизни частым средством избежать поиска решений и, одновременно, пожалеть "себя любимого" (не отдавая в этом отчета), является вытеснение неблагоприятных переживаний из сознания в сочетании с манипулированием. Эгоцентричное стремление выглядеть хорошо (хотя бы в собственных глазах) обостряет зависимость поведения от ценностей, на которые в данный период ориентирован обследуемый. Соответственно, определяющей в формировании итоговых оценок каждого такого периода часто является взаимная согласованность интересов, систем ценностей, норм и правил обследуемого с таковыми в его окружении: в одних ситуациях это может принести немало пользы людям, тогда как в других - создавать реальные опасности.
 
4. Шкала  психопатии (Шкала импульсивности). Спонтанность и то, что лишь напоминает её, импульсивность или компульсивность, непосредственность самореализации (как её воспринимает обследуемый) - иногда достигают такого уровня, что не только внешнее, но и собственное сознательное управление ими становится крайне трудным. В обстоятельствах, где, наряду с этими явлениями, нужны высокая активность, мгновенность реакций и решений, стремление к выигрышу и победе, даже излишнее возбуждение или предельная решительность, где эти и другие схожие стремления, способности и склонности являются существенным преимуществом, - в таких обстоятельствах многие из особенностей таких личностей, трудных в "тихой мирной жизни", часто становятся важными факторами адаптации к окружению, а также полезными ресурсами, во многом определяющими успехи людей этого круга. Поскольку соответствующие стремления и выигрышные возможности в этих случаях часто формируются в неблагоприятных обстоятельствах, связь между оценкой текущих обстоятельств как трудных и привлекательной перспективой победы становится для такой личности не только повторяющейся и устойчивой, но часто оказывается еще и необходимой для включения личности в отношения и деятельность, для создания и поддержания самооценки, для достижения определенности в самоидентификации и какого-то самопонимания. Поэтому свои впечатления о себе и от обыденной жизни эти люди часто особо подчеркивают "личностно-значимыми" штрихами или продирают и озвучивают акцентирующими оттенками, рожденными во всплесках протеста и дерзких надежд на преодоление любых невзгод и невозможностей, - протестов и надежд, стереотипно или по-разному выраженных во внутренних и внешних формах. Условия, где такого рода способности неактуальны или запрещены, где постоянно востребованы реальная личностная зрелость и взвешенность последовательных решений, таким людям принять сложно. Нахождение в обстоятельствах, где подчинение регламенту или другим людям требуется часто, а собственная успешность и инициативность редко, где собственный волевой выбор недопустим или значения не имеет, - пребывание в подобных условиях предъявляет такие требования, которые этими личностями не принимаются вовсе или не могут выполняться достаточно долго без подлинного сопряжения с собственными целями и ценностями.
 
5. Шкала маскулинности-феминности (мужественности-женственности). Высокие показатели по этой шкале нередки у личностей, чьи тенденции в сексуальной адаптации провоцируют и побуждают создавать иное, чем принято, полоролевое самоопределение, когда различия собственных стремлений и поступков с типичными для социального окружения способами полоролевого поведения становятся излишне акцентированы или личностно важными и предполагают старания по предотвращению и урегулированию конфликтов, вызванных рассогласованиями такого рода. Поскольку культуральная оценка признаков, с которыми работает шкала, вполне очевидна для обследуемого, показатели по 5 шкале теста чувствительны не только к действительному положению, но и к его искажениям. Относительно небольшие изменения показателей могут быть связаны с действием самых разных факторов. Например, мужчины с высшим образованием нередко имеют более "феминный" результат, чем другие. Данные, получаемые по ответам на утверждения шкалы, оцениваются соответственно половой принадлежности обследуемого.
 
6. Шкала паранойи (Шкала ригидности). Трудности в гармоничном отреагировании и преобразовании аффекта, сниженная по тем или иным причинам готовность к реорганизации своих подходов в соответствии с изменениями ситуации, - часто сочетаются с другими проявлениями негибкости, со склонностью к систематизации, педантичности, со стремлениями добиваться своего за счет упорного следования к цели. Это может давать и увлеченность, и ценную во многих трудностях настойчивость, и тупое упрямство, и кверулянтские старания, и настороженность, подозрительность, вырастающие при некоторых обстоятельствах до бреда. Поскольку не пережитый аффект устойчив и фиксирует на себе, а ситуации так или иначе меняются, эти личности предпочитают считать причиной своих трудностей внешние обстоятельства. Поэтому нередко они склонны или обвинять других, или за счет тщательной рационалистичной переработки снижать ценность того, что недоступно их влиянию.
 
7. Шкала психастении (Шкала тревожности). Как и всё на свете, "взвешивание всех за и против" хорошо там, где уместно и эффективно. Некоторые люди делают это чаще. Стремление избавиться от тревоги и неуверенности сочетается у них со стремлением иметь уверенность, что их надежды и действия, направленные на это избавление, достаточно обоснованны. Чуткость к опасности усиливает актуальность ее фактических или потенциальных источников в сочетании с усилением контроля над происходящим. Подобный жизненный опыт делает этих личностей способными как к тонким сопереживаниям, так и к суховатому избеганию открытой конфронтации. По этим причинам в жизни таких людей часты признаки ограничительного поведения, перепроверки, иррациональные, излишне упорядоченные или, например, до буквальности конкретные "приспособления" создания определенности и проявления собственных интересов. Иногда эти «приспособления», приемы и способы становятся настолько важными сами по себе, что оказываются вполне самостоятельной доминантой, а их выполнение и совершенствование достигает навязчивостей и ритуалов.
 
8. Шкала шизофрении (Шкала индивидуалистичности). Как и другие шкалы теста, эта шкала носит свое название, скорее, как титул, поскольку на практике повышение по ней не всегда проявляет именно это заболевание, и не всегда шизофрения может отчетливо проявиться показателями данной шкалы. Однако личности с повышенными оценками по этой шкале часто индивидуалистичны и своеобразны в выборе способов понимания мира и самих себя в нем. Одним из таких людей этот их путь помогает сформировать особую, отличную от обычной, точность мысли, тогда как другим вовсе отсекает дорогу Я к окружающему, включая живые впечатления, сопереживание и культуру, необходимые для формирования здорового мышления и зрелых искренних чувств. Важная «потребность» людей этого круга - быть достаточно свободными в выращивании своих представлений, мнений, решений, а также в организации своего поведения и всей своей жизни. При благоприятных комбинациях обстоятельств это обычно реализуется без ущерба для окружающих и самой личности.
 
9. Шкала гипомании (Шкала оптимистичности). Оптимизм может быть разным, но обычно помогает  людям сохранять продуктивную активность даже тогда, когда слишком мало оснований для ее поддержания. Недостаток серьезности, критичности, непостоянство намерений, ориентация на цель в ущерб сбалансированности цели со средствами ее достижения, более или менее безответственное отношение к своему поведению, - часто сопровождают повышения по этой шкале. Эти признаки могут быть возрастными ("ветреность юности"), могут проявлять определенную незрелость взрослого и оказаться обусловленными различными причинами (в том числе, патологическими). Шкала часто отражает уровень энергетической наполненности выявляющихся в обследовании тенденций. Так, чрезмерно низкие оценки по 9 шкале часто могут предполагать депрессию и в отсутствие высокой оценки по шкале 2. Как и другие шкалы теста, эта шкала настроена на выявление и оценку клинически неоднозначных и неявных изменений.
 
0. Шкала социальной интроверсии (Шкала интроверсии). Самостоятельное преобладание этой шкалы над всеми другими шкалами теста относительно редко. Чаще с ее помощью обнаруживают в личности и учитывают степень выраженности тенденции погружаться в мир своих переживаний и пребывать в социальной самоизоляции. Интенсивность такой тенденции может быть вполне устойчивой или меняться как на фоне болезненных состояний, так и под влиянием относительно безопасных реакций на различные обстоятельства.
 
 
« Пред.
© 2018 10й КАБИНЕТ
Website Security Test