Главное меню
Главная
Новости
Материалы
Справочник
 
Главная arrow Материалы arrow Интервью arrow Возможности проведения проективного интервью по "Фильму-тесту" Рене Жиля
Возможности проведения проективного интервью по "Фильму-тесту" Рене Жиля Печать E-mail


ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТИВНОГО ИНТЕРВЬЮ
ПО "ФИЛЬМУ-ТЕСТУ" РЕНЕ ЖИЛЯ


Ю.Ю.Федотова


Методика Р. Жиля предназначена для исследования структуры конкретно-личностных отношений ребенка с окружающими, а также особенностей социальной приспособляемости ребенка, некоторых его поведенческих характеристик и черт личности.
Проективная методика «Фильм-тест» была опубликована Р. Жилем в 1959 году и предназначалась для исследования личности ребенка [7].
Русскоязычная адаптация теста была предложена И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой в 1972 году [7, 9] и получила дальнейшее распространение как полупроективная визуально-вербальная методика «Фильм- тест» Р. Жиля.
Данную методику нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.
«Фильм-тест» реализует в себе следующие принципы:
  1. принцип «проекции» – личностные образования, выступающие прямо или косвенно в виде различных установок и поведенческих проявлений, проецируются в тестовую ситуацию и не вызывают у испытуемого реакций защитного характера;
  2. 2) принцип «символической линейности» – эмоциональные расстояния между людьми выражаются через линейные расстояния в символической ситуации. Положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния.
Методика применима для диагностики детей как младшего возраста от 4–5 лет (особенно – посещающих детский сад), так и для старших до 11–12 лет с разными формами патологии и задержками развития. Однако последние исследования свидетельствуют о том, что проективность ответов нормальных детей 11–12 лет резко снижается, ответы носят в основном прямой характер. Это необходимо учитывать при работе с данной методикой. В этой связи предлагается ограничивать диагностический диапазон для нормальных детей до 11 лет, и увеличивать его соответственно для детей с различными видами дефицитарного развития.
Методика особенно эффективна для испытуемых, которые отличаются недостаточным развитием речи, а также для тех, кто вследствие интеллектуальных или эмоциональных нарушений испытывает трудности при интерпретации неоднозначного стимульного материала. При обследовании от испытуемого не требуется развернутого рассказа, пси
хологу достаточно знать его выбор на картинках: кто выбран и в каких ситуациях, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя субъект, какие варианты поведения предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.
Несмотря на то что Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов указывают на необходимость дальнейшего изучения валидности и надежности теста, работы по валидизации и нормированию существуют и в настоящее время продолжаются.
В 1978 году исследование И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой структуры межличностных отношений здоровых детей и детей-эпилептиков подтвердило текущую валидность теста. Высокую валидность (0,63) выявил Д. Б. Лубовский (1991) при сопоставлении шкалы «Реакция на фрустрацию» методики Р. Жиля с параметром интрапунитивности теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.
Сопоставление заданий-картинок «Фильм-теста» с результатами методики «Рисунок семьи» О. М. Барановой (2001) позволило выявить положительную корреляцию (0,68 и 0,65) по двум выделенным признакам: разделение детей предметами в символическом пространстве и местоположение детей относительно родителей.
Имеются нормативные данные, полученные на выборке детей младшего школьного возраста (8–10 лет) г. Владивостока А. А. Макарец в 2001 году.
Методика Р. Жиля позволяет описать достаточно широкий круг социально-психологических характеристик ребенка.
1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные эмоциональные отношения ребенка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, другом (подругой), учителем (воспитателем или другими авторитетами для ребенка взрослыми).
2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка, проявляющиеся в различных его взаимоотношениях: степень любознательности ребенка, стремление к общению в больших группах детей, стремление к доминированию (лидерству) в группе, конфликтность, агрессивность, стремление к уединению, отгороженность от других, а также особенности поведенческого реагирования на фрустрацию в ситуациях взаимодействия*.
Как общее заключение оценивается степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.
Всего выделяют 13 показателей и соответствующие им 13 шкал:
1) «Отношение к матери»;
2) «Отношение к отцу»;
3) «Отношение к обоим родителям» «(Родители как чета)»;
4) «Отношение к братьям и сестрам»;
5) «Отношение к дедушке и другим родственникам»;
6) «Отношение к другу»;
7) «Отношение к учителю»;
8) «Любознательность»;
9) «Стремление к доминированию»;
10) «Стремление к общению в больших группах детей»;
11) «Конфликтность, агрессивность»;
12) «Реакция на фрустрацию» «(Социальная адекватность поведения)»;
13) «Стремление к уединению, отгороженность".
Таким образом, методика собирает в себе и позволяет оценить широкий круг социально-психологических характеристик ребенка, что, без сомнения, является одним из ее важнейших диагностических плюсов.
 
Из различных реакций на фрустрацию авторы методики рекомендуют дифференцировать три: активно-агрессивную (кричать, обзывать, смеяться над кем-то, протестовать, пойти куда-то вопреки запрету, злиться, бить и т. п.), пассивно-страдательную (плакать, обидеться, «надуться») и нейтральную, индифферентную – наиболее адекватную, свидетельствующую об отсутствии переживания фрустрации (не сказать ничего, не сделать ничего, пожать плечами, продолжать играть дальше, сделать замечание).

Возможности применения методики в психодиагностике и психологическом консультировании
 
Особой популярностью «Фильм-тест» пользуется у детских и школьных психологов. Его диагностические возможности позволяют решать целый ряд сложных психологических проблем, связанных, прежде всего, с системой взаимоотношений и поведением ребенка или подростка, начиная с первичной диагностики и заканчивая разработкой конкретных воспитательных и психологических мероприятий. Но наряду с этим современные исследования указывают на новые диагностические возможности теста применительно к работе не только с детьми, но и со взрослыми людьми в контексте их семейных взаимоотношений.
А. К. Осницкий в своей практической работе использует данную методику в индивидуальном консультировании для обнаружения круга проблем, появляющихся как у самого ребенка, так и у его близких. Он говорит: «Методика позволяет выявлять те проблемы, которые возникают в различных ситуациях взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Они в большинстве своем и образуют круг жизненно важных проблем ребенка».
Помимо тестирования ребенка с помощью «Фильм-теста», А. К. Осницкий предлагает предъявлять картинки его маме или папе и просит показать, «на какой из стульев сел бы ваш ребенок», «среди каких ребят он поставил бы себя» и т. д. Иными словами, психолог просит
родителей угадать те позиции, которые мог бы выбрать их ребенок. И тогда исследователь получает новую содержательно развернутую картину понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром.
Иногда родители отмечают расхождение реальных и желательных позиций ребенка: «На словах-то он вам скажет, что идет впереди группы, а на самом деле всегда остается в числе последних». Причины этих расхождений приходится устанавливать психологу. Ситуации, когда ребенок выстраивает свои позиции не в соответствии с ожиданиями взрослых, встречаются чрезвычайно часто. Различна лишь степень этого несоответствия.
Таким образом, границы «Фильм-теста» Р. Жиля расширяются, методика становится популярна в психологическом консультировании, с ее помощью не только диагностируют систему взаимоотношений клиента, но и наблюдают ее динамику в психотерапевтическом процессе.



Из кн.:  Ю.Ю.Федотова.  Практическое руководство по применению методики "Фильм-тест" Рене Жиля.
 
 
 
« Пред.   След. »
© 2018 10й КАБИНЕТ
Website Security Test