Главное меню
Главная
Новости
Материалы
Справочник
 
Главная arrow Материалы arrow Психодиагностическое изучение личности arrow ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ "ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА MMPI"
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ "ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА MMPI" Печать E-mail

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ "ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА MMPI"


Составление, переработка, редактирование: Капралов А.А.


Одним из самых значительных источников влияния на процесс и результаты психологического обследования является личность, - концентрирующая физические, психические и социальные ресурсы на том, что для нее актуально, и, одновременно, обусловленная формированием и реализацией этих ресурсов.

Кто-то считает, что личность определенно является продуктом социальных отношений, другие воспринимают ее как воплощение духовного начала, третьи выводят понимание всего, что ей присуще, в основном из биологических основ. Во многих попытках создать модели личности проявляется стремление синтезировать разные подходы и достичь логически непротиворечивого единого целого (это и само по себе - нетривиальная задача). Происхождение термина личность от инструментария античного театра способствовало распространению ролевых описаний жизни человека в тех или иных социокультурных условиях. Дальнейшее включение термина в широкое употребление связано с сопряжением социальной роли и персонифицированной гражданской ответственности, что позволяло интерпретировать интерперсональные отношения как часть социальных взаимодействий и, вместе с тем, рассматривать социокультурные события как существенно обусловленные персональными предпочтениями и решениями. Становление развитых форм религии обнаружило способность личности исполнять свое высшее предназначение и приобретать достоинство в борьбе с неотвратимым роком или в достижении соответствия своих поступков и помыслов судьбе. Просвещение продемонстрировало важность культуральной среды для существования Я. Алхимические поиски помогли увидеть человека как сочетание созидательной работы Творца и собственных творческих притязаний. Исследования натуралистов позволили низвергнуть личность с предолимпийских высот и изучать ее как некоторое проявление особенностей биологического вида. Кажется, перечисление способов описать личность можно продолжать бесконечно, тем более, что представление о самом предмете описания - о том, что принято называть личностью, создавалось не только на базе европейской цивилизации.

Средств, используемых психологией для исследования личности, тоже много, хотя, применительно к частным задачам, оптимально подходящих средств нередко все равно не хватает. Это хорошо иллюстрирует, что личность удивительно многообразна, и ее изучение является, по существу, самостоятельной отраслью, так как целиком описать личность из каких-либо других оснований не удается. Очень многие тесты, применяемые психологией личности, могут быть использованы и в патопсихологическом обследовании, позволяя проявить те или иные, актуальные для диагностических целей, особенности. Здесь приводятся примеры только некоторых таких средств.

Широко используются для изучения личности так называемые опросники. В них обследуемому предлагаются вопросы или утверждения, как правило, закрытого типа (с заданными вариантами ответов).
Опросники используют осознанное представление человека о себе или о других различных событиях (однако это не означает, что выводы по результатам тестирования соответствуют только этим осознанным представлениям) и часто измеряют, в какой степени это представление согласуется с подобными способами самопонимания, самоотношения и самопредъявления, присущими другим людям. Если известно, как самоопределяются личности, описанные в той или иной типологии (например, нозологической) или личности, которым присуща та или иная сбалансированность разных факторов (выделенных в массовых исследованиях как наиболее значимые при факторном анализе), то такое сравнение становится возможным.
Однако способы самопредъявления при заполнении опросников могут отличаться не только по типологическим или базовым факторным основаниям. Большое значение имеет актуальное состояние обследуемого, его отношение к самому факту изучения его личности и к складывающейся при диагностике ситуации, заметно сказываются беспокойство, осторожность, потребность в защите и одобрении, желание показать себя в лучшем свете или привлечь внимание к своим трудностям, степень искренности, заинтересованность в определенных результатах тестирования, эффекты, обусловленные действием психологических защит и т. д. Эти влияния сами могут иметь диагностическое значение, но для многих задач оказываются в первую очередь источниками искажения собираемых в обследовании данных. Поэтому подобные влияния нередко стараются учитывать количественно, что позволяет затем вносить количественные коррективы в первичные оценки и добиваться за счет этого приемлемой достоверности результатов. Степень успешности применения опросников также существенно зависит от интерпретации полученных по ним данных. В связи с этим считается важным, чтобы интерпретацию выполнял хороший специалист, ценным подспорьем которому являются типовые тексты интерпретаций и оценок, созданные в соответствующих компетентно выполненных исследованиях. В настоящее время значительную часть рутинной работы по технической обработке и первичной интерпретации хорошо структурированных тестовых данных можно выполнять с помощью психодиагностических программных средств на компьютерной технике.

Среди опросников, применяемых для изучения личности в патопсихологических обследованиях, важное место отводят различным вариантам теста MMPI.
Миннесотский многомерный личностный перечень (тест MMPI), является одним из самых используемых инструментов исследования личности. Сначала в нашей стране стихийно или последовательно экспериментировали с его переводом на русский язык и использовали отдельные шкалы и их фрагменты как самостоятельные тесты; затем появились специально адаптированные к нашим условиям версии, в основном известные как MMPI, СМИЛ (Стандартизованный многофакторный метод исследования личности) и краткая версия теста (Минимульт или СМОЛ). Тест СМОЛ включает только основные "клинические шкалы" и три из четырех контрольных шкал; кроме того, данные, полученные с помощью этой версии, также не удается интерпретировать с использованием многочисленных дополнительных шкал теста, поскольку статистическая основа для них слишком ограничена: СМОЛ содержит 71 утверждение для их оценки обследуемым, тогда как в полной версии сейчас используется 566 утверждений, вопросов или указаний. В повседневной практике патопсихологических обследований краткий вариант теста часто выручает психологов, так как нередки пациенты, не готовые выполнить большой объем тестовой работы, а другим не удается справиться с полным вариантом опросника вследствие сформировавшихся у них психических нарушений, например, в связи с невозможностью четко осмыслить текст или прийти к определенному решению. В одном из обследований мужчина выполнял тест СМОЛ, где на первом шаге предлагается утверждение "У меня хороший аппетит". Мужчина с органическим заболеванием мозга, недавно перенесший психотический приступ, раздумывал над этим утверждением около 20 минут и, только после трех попыток психолога выяснить причину этой паузы, очень серьезно и с настороженной раздраженностью произнес: "Какой аппетит имеется в виду?"
Кроме упомянутых версий теста, по-прежнему применяются, как самостоятельные диагностические инструменты, некоторые шкалы теста и их специализированные переработки. Диапазон таких версий широк: от кратких, ориентированных, например, на обнаружение психологических предиспозиций к некоторой частной патологии, до очень больших, таких как профориентационный тест, который можно использовать при изучении возможностей профессиональной ориентации и профотбора, при рассмотрении вопросов предстоящей социально-трудовой реабилитации и адаптации пациента (причем по составу включенных в него клинических шкал этот вариант соответствует тесту СМОЛ).

При тестировании обследуемому последовательно предъявляют утверждения или вопросы, с которыми он может согласиться или не согласиться (согласен, верно - не согласен, неверно), - в зависимости от его точки зрения. Предлагаемые формулировки выбраны таким образом, что оказываются чувствительными к влиянию различных факторов, формирующих точку зрения человека. Каждый вариант ответа участвует в формировании показателей по одной шкале или по нескольким шкалам одновременно. Продолжительность работы с опросником измеряется и учитывается при интерпретации. В технической обработке и интерпретации также учитываются данные, полученные по шкалам валидности.

Нередко при использовании теста MMPI у обследуемого создается впечатление, что это только анкетный опросник, хотя и очень подробный. Но диагностические возможности теста построены, в значительной мере, и на другом эффекте: люди, находящиеся в сходных состояниях, склонны сходным образом соглашаться и не соглашаться с предлагаемыми им утверждениями.
MMPI содержит обширный перечень таких утверждений, которые обладают хорошей "стимульной способностью". Одни из них высоко специфичны для определенных состояний и особенностей личности и очень редко могут вызвать контролируемый тестом отклик при иных обстоятельствах. На другие утверждения одинаковые ответы могут быть даны людьми с разными особенностями, которые обычно связаны между собой по данному признаку. Третьи, работая на разные шкалы теста, получают противоположные ответы в соответствии с преобладающими тенденциями личности и состояния обследуемого. В перечне утверждений есть также позиции, выполняющие технические функции, и другие. Некоторые из шкал теста более просты для интерпретации (например, когда ответы чаще соответствуют ключу шкалы, интенсивнее выражена и соответствующая характеристика), другие обладают существенной нелинейностью или многомерны.

Первоначально тест задумывался как своего рода скрининговая методика, но по мере развития, адаптации к разным условиям тестирования, изучения особенностей "поведения" теста в разных ситуациях, представление о методике значительно обогатилось. Как и другие тесты, MMPI оказался не просто перечнем вопросов, а сложным явлением. Поэтому и непосредственные результаты тестирования лучше не рассматривать как некий завершенный вердикт, а интерпретировать их в модели теста в целом, а также в контексте всего обследования и имеющихся сведений о пациенте.

В полном варианте анализа результатов интерпретируется весь профиль оценок по шкалам,- причем тенденции интерпретации меняется в зависимости от соотношения точек профиля, (без этого характеристика может исказиться). Также используются однопиковые интерпретации (по самой высокой точке профиля) и очень часто успешно применяются двухпиковые или трехпиковые интерпретации.

В оформлении результатов обследования с помощью теста MMPI удобнее пользоваться не названиями, а номерами и буквенными символами шкал с указанием полученных по ним балльным оценкам. Это связано с тем, что в связи с разными задачами и в разных "школах" использования этого теста названия шкал могут оказаться несколько различными, отражая соответствующие разработки и достижения в исследовании возможностей методики.

В качестве основных в MMPI представлены следующие десять тестовых шкал (названия даны в часто используемых кратких клинически-ориентированных формулировках): ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, маскулинности-феминности, паранойи, психастении, шизофрении, гипомании, социальной интроверсии (подробнее вы можете прочитать о них в материале "Краткие интерпретации основных шкал MMPI").

При интерпретации данных теста основное значение имеет общий "рисунок" соотношения оценок по всей совокупности тестовых шкал, - «профиль» полученных в тесте MMPI данных. Поскольку количество утверждений и, соответственно, ответов по разным шкалам теста различно, сопоставление величины оценок по так называемым "сырым" баллам окажется некорректным. Кроме того, в популяции в целом частота того или иного количества ответов, совпадающих с ключами шкалы, также может быть различной в зависимости от того, к каким группам населения может быть отнесен обследуемый по значимым для диагностических решений признакам: мужчин и женщин, молодых и зрелых людей, к разным группам, сформированным по клиническим признакам и другим. В связи с этим "сырые" баллы соотносят по каждой шкале со свернутыми в специальные "линейки" данными, полученными по тесту MMPI на соответствующих выборках в групповых и популяционных исследованиях. Такие приведенные оценки по шкалам теста выражены в специальных Т-баллах, и именно они используются как основные показатели, обеспечивающие корректную сопоставимость шкал теста между собой и построение целостного "профиля" тестовых данных.

Возможность получения совокупных и обобщенных по тем или иным признакам данных для построения шкал позволяет применять тест MMPI не только в изучении особенностей отдельной личности, но также и при изучении так или иначе сформированных выборок. Это могут быть не только клинически или демографически сформированные выборки, но и выборки, собранные, например, по признакам социальной, профессиональной и другой принадлежности. Если такие выборки достаточно велики и гомогенны по изучаемому признаку, в обработке данных, полученных в них по тесту MMPI, допустимо использование статистических моделей и средств. В простейшем случае получают так называемый усредненный для выборки "профиль" по тесту MMPI (при этом лучше помнить, что понятие средней, как и многие другие статистические понятия, - абстракция, и усредненные данные по шкалам теста MMPI позволяют построить именно усредненную картину выборки, - "профиль", который иногда может не встретиться ни у одного из обследованных в этой выборке, но при этом будет характеризовать, как среднее, саму выборку). При внешней простоте этот способ обработки тестовых данных по выборке в целом способен дать психологу важную дополнительную информацию и помочь выйти на новый уровень понимания обстоятельств жизни и тестовых характеристик обследованных людей (пример). Другие интересные сведения о выборке обследованных дает частотное распределение полученных данных с выделением диапазонов наиболее часто и наиболее редко встречающихся в выборке оценок по шкалам. Исследования выборочных совокупностей, построенных на базе отдельных шкал или их комбинаций, сравнение выборок по данным нескольких психодиагностических методик или сопоставление тестовых данных с внетестовыми, - предоставляют хорошие возможности для поиска статистических связей (корреляций) между выявленными показателями. В целом, использование статистики в изучении собранных с помощью теста данных, может оказаться очень полезным и эффективным (особенно для обнаружения и измерения тенденций, которые трудно или вовсе невозможно заметить и оценить другим путем), однако важно учитывать, что это касается тех задач и условий, в которых это действительно уместно.
 
« Пред.   След. »
© 2018 10й КАБИНЕТ
Website Security Test