Главное меню
Главная
Новости
Материалы
Справочник
 
Главная arrow Материалы arrow Психодиагностическое изучение эмоциональной сферы arrow Введение в тему: "Психодиагностическое изучение эмоциональной сферы с помощью теста Люшера" (прод.)
Введение в тему: "Психодиагностическое изучение эмоциональной сферы с помощью теста Люшера" (прод.) Печать E-mail
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
"ПСХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ C ПОМОЩЬЮ ТЕСТА М.ЛЮШЕРА"
(продожение)


Капралов А.А.


   Восприятие (в частности, зрительное) столь тесно связано со способами организации жизни, с динамикой психических структур и функций, с содержанием психических переживаний, что внимательное соотнесение одного с другим может оказаться полезным в понимании личности во всем диапазоне ее бытия - от социального (прочтите, например, рассказ И.Бабеля "Линия и цвет"), до глубоко интрапсихического. Важно, однако, учитывать, что понимание это будет в значительной мере таким, каковы основания, на которых оно строится, каковы способы этой работы и на чем именно она в тот или иной момент сфокусирована. Если требуется развитие способности к психологическому пониманию, его надо выращивать на основе психологических категорий и способов профессиональной деятельности (при необходимости дополняя их новыми).

   Культура содержит огромный опыт человечества в обращении с цветом, и этот опыт стоит изучать. Как это делают все люди, интересующиеся богатством жизни, и в узко специальных, профессионально-ориентированных целях. Психолог может надеяться, что корректное чередование одного подхода с другим может взаимно обогащать их.
   Лучше при этом избегать различных "ловушек" - прежде всего, перспективы утратить богатство "живого, естественного восприятия" (способности мыслить вне профессиональных шор, иногда доводящих, по выражению К.Маркса, до "профессионального кретинизма"), равно как перспективы размыть или распылить профессиональную предметную деятельность (работая, предпочтите эффективное, - применительно к случаю, - профессиональное самоопределение в соорганизации с другими хорошими специалистами).

   Излишне прямолинейные аналогии между содержательной стороной теста Люшера и другими психологическими или внепсихологическими сведениями, бессмысленные формальные привнесения внепсихологических знаний в интерпретацию полученных в тесте данных (или обратное аналогичное перемещение собранных характеристик в богатство действительности) - ближе по жанру дестской жажде экспериментов или лихим "кавалеристским атакам". В текущей работе без аврала часто они оказываются методически сомнительными, с риском создания фикций.
   В то же время, было бы нелепо и жалко отказываться от поиска перспективных для професионала взаимосвзязей, игнорируя осознанное или неосознное влияние культурного опыта на работу с тестовыми средствами, в том числе, на психологическое понимание структурного и функционального значения цветовых выборов, сделанных в обследовании тестом Люшера.
   В психологических и внепсихологических интерпретациях существуют и сходства, и отличия. В какой-то мере они случайны, в какой-то больше сопряжены с особенностями культуры, чем с самим объектом нашего изучения, но часто их обнаружение дает повод внимательнее исследовать действительность.

   Проявления существенных особенностей человека в разных областях культуры могут выглядеть совершенно различно. Занимаясь какой-либо из форм проявлений и систематизируя собираемую информацию, можно построить достаточно целостную картину человека в соответствующем аспекте. И таких узко-предметных картин может быть много. Полисемантичность культуры открывает нам эту возможность.
   Если бесхозное нагромождение этих картин превращает богатство в хлам или Вавилонскую башню, то попытки найти верное их сопряжение иногда оказываются весьма продуктивными. Иногда это способствует возникновению нового качества понимания человека - и в целостности его жизни, и в многообразии его проявлений. Таковы примеры в научных исследованиях (особенно наглядно в так называемых смежных дисциплинах), в прикладных разработках, таковы многочисленные примеры благотворного влияния искусства и других областей культуры.
   На практике существенное позитивное влияние, как правило, возникает опосредованно и обычно обнаруживается в значительных временных масштабах. Влияние выпускников лучших образовательных организаций (даже детских - например, Царскосельского лицея), упорных в своих притязаниях алхимиков, различных изобретателей, мореплавателей и караванщиков, - подобных масштабных историй много.
   Есть, однако, влияния и более прямые, но также значительные. И в XIX - XX веках это было связано не только с философией, религией, искусством, научно-техническим прогрессом (когда вспоминают, какую роль сыграли, например, идеи Н.Федорова, импрессионизм, книга К.Марса "Капитал" или "Кибернетика" Н.Винера, изобретенное Поповым радио и Зворыкиным - телевидение, содружество математики с техничеcкой смекалкой в ядерной физике, исследования и разработки в органической химии). Существенным оказалось влияние в том числе таких сфер деятельности, как социология, физиология, генетика, психиатрия, психология, лингвистикя, ряда других.
   В столь насыщенных взаимовлияниях различных областей культуры полезно было бы заботиться как о предметной фокусировке деятельности, которой мы занимаемся, так и о возможностях взаимообогащающего сопряжения достижений различных областей культуры в связи с одним и тем же объектом внимания. Человек, как объект такого внимания, достоин подобных поисков.

   В связи с этим, изучая психологию, полезно познакомиться и с представлениями о человеке в других областях культуры. Созданное в этих обсластях можно не только интериоризовать, но даже делать предметом собственного психологического исследования. Можно, в частности, изучать определенные (интересные для психолога) аспекты произведений искусства (в том числе, литературных).

   При изучении теста Люшера, допуская, что стимульный материал этого теста на своем языке отражает некоторые существенные аспекты действительности человека, можно в учебных или исследовательских целях сделать попытку психологически прочитать те аспекты литературного произведения, которые могут касаться изучаемой темы. Поскольку в центре нашего внимания сейчас - психологическое значение цветовых эталонов теста, особенно соблазнительно сразу обратить внимание на то, как (с психологической точки зрения) цвет функционирует в художественном произведении.

   Большинством зрячих людей мир воспримается, как правило, полихромно (хотя с существенными акцентами или ограничениями). Соотвественно, цветовые сочетания в культуре представлены, пожалуй, большим богатством значений. Причем в тех культурах, где точность использования цвета особенно важна, способность к восприятию и адресному применению разнообразия значений цветовых вариаций порой приобретает статус жизненно важной (например, у некоторых северных народов, где по цвету снега и льда надо верно ориентироваться в бездне "белого безмолвия"). Часто способность выделить цвет и цветовое сочетание там, где это трудно сделать остальным, становится профессионально-важным качеством (например, в изобразительном искусстве, фотографии и кинематографии, полиграфической промышленности). Рассказывали, что один из преподавателей Академии художеств, побуждая студийцев освободиться от стереотипов цветовосприятия, однажды попросту отобрал у них краску того цвета, какой имел предмет их внимания. Будучи перкрасным колористом, этим актом он призывал их дерзнуть и с любовью увидеть многообразие оттенков, рефлексов, бликов, дерзнуть и построить изображение с помощью богатства цветовых сочетаний. Действительно, "нет пользы от широты мира, если обувь тесна", тогда как надежда видеть и познавать словно "лицем к лицу" - может быть благостной.

   Предлагаем Вам при изучении теста Люшера прочитать, а затем проанализировать с ипользованием Ваших психологических знаний, какие-либо подходящие к этой теме литературные произведения.

Здесь предложены два произведения - к двум цветовым группам: 13 (31) и 47 (74).

   В.В.Джос приводит следующий текст характеристики структурного значения этих цветовых групп:

    13    В трудовой деятельности тенденция к сотрудничеству с окружающими на основе взаимной заинтересованности. В личной жизни тенденция к деятельности, в которой гармонично сочетаются сексуальная активность и доброта. Предполагается, что сотрудничество и взаимопонимание могут усиливать созидательность.
   31    Здесь самой деятельности придается большее значение, чем сотрудничеству и гармонии. Предполагается, что правильная деятельность ведет к гармонии.

   Если сравнить эти характеристики цветовых групп с теми, какие имеет каждый цвет в отдельности, станет удобнее интерпретировать структурное и функциональное значение их сочетаний - при их сближении, удалении друг от друга, противопоставлении или смене функциональной направленности.

   В качестве примера, содержательно близкого к теме такого сочетания, ярко показывающего трудности, опасности и открытия, связанные с соприкосносвением потребностей "1" и "3", здесь использована сказка "Три апельсина".

   Чтобы сосредоточиться на психологическом анализе текста в тех аспектах, которые интересуют нас сейчас, вспомните о психоаналитичекой трактовке этапов формирования зрелости (кстати, цвет "1" соотносят с оральным этапом развития, а цвет "3" - с генитальным). Привлекайте к Вашей психологической работе разнообразные знания. В частности, подумайте, какую роль в жизни человека имеет вода: в какой среде возникает и развивается организм, сколь тяжело его существенное обезвоживание (потеря организмом 15% - 20% воды - смертельно опасна), сколь обычно в речеовй культуре сравнение с обезвоживанием любовного страдания ("сохнет по..."). Обратите особое внимание на психологический аспект глубинных причин возникновения депрессии, как неутолимой потребности в отношениях, переданных цветовым эталоном "1" (разумеется, это психологическое понимание никак не исчерпывает и тем более не заменяет собой других существенных причин депрессивного состояния, - например, известных благодаря достижениям биохимии и биофизики).

    47    Здесь встречаются два самых крайних цвета - самый светлый и самый темный. Это указывает на то, что среднего пути быть не может; возможен только один ответ - либо "да", либо "нет". Выход непременно должен быть найден, и зачастую его находят в запальчивости и своеволии.
   74    Два полюса, - тьма и свет, - черный бунт против судьбы, но за ним следует желтая полоса недежды на разрешение проблем, - все это может вызывать крайние действия и решения, субъект может решиться на отчаянный поступок.

   Эта тема - важнейшее обстоятельство в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита", фрагмент которого Вы также можете проанализировать для более полного м глубокого понимания эмоционального состояния человека, проявившего в психологическом обследовании значимость соответствующих тем теста М.Люшера.

   Наедюсь также, что это может обогатить и восприятие искусства, и профессиональную компетентность за пределами тестовой диагностики.

 
« Пред.   След. »
© 2018 10й КАБИНЕТ
Website Security Test