Главное меню
Главная
Новости
Материалы
Справочник
 
Главная arrow Материалы arrow Психодиагностическое изучение эмоциональной сферы arrow ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ "ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ C ПОМОЩЬЮ ТЕСТА М.ЛЮШЕРА"
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ "ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ C ПОМОЩЬЮ ТЕСТА М.ЛЮШЕРА" Печать E-mail
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
"ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ C ПОМОЩЬЮ ТЕСТА М.ЛЮШЕРА"

Составление, переработка, редактирование Капралов А.А.


Изучая эмоциональные особенности личности, удобно использовать тест М.Люшера.

Предполагается, что восприятие отличий света и тьмы, а затем и цвета - одно из наиболее ранних целостных впечатлений человека об окружающем его огромном мире. Сформированная эволюцией взаимосвязь светоцветовой ситуации и динамики состояний человека давно нтересовала специалистов (чаще - медиков, физиологов, психологов). Предпринимались попытки создания различных концептуальных средств, с помощью которых можно было бы корректно описывать, прогнозировать и объяснять наблюдаемые эффекты. Разрабатывались и применялись методики практического использования полученных сведений (например, назначались курсы лечение цветом: с помощью некоторых кристаллов или сосудов, заполненных жидкостью специально подбранного цвета, солнечные лучи фокусировали на определенных участках тела).
Исследовав на этой основе корреляты цвета с физиологическими и психологическими сведениями о состоянии, М.Люшер создал удивительный тест, необыкновенно простой внешне и, одновременно, наполненный ценной информацией.
Из тысяч экспериментально апробированных цветовых эталонов было отобрано двадцать три. Они предъявляются обследуемому в семи субтестах: оттенки серого цвета, восьмицветовой набор, основные цвета, оттенки основных цветов (четыре субтеста).
Как правило, оценочный по процедуре выполнения, тест проективно выявляет актуальные для момента обследования эмоциональные тенденции в отношениях человека с миром, а концептуально относит эти тенденции к числу базовых аспектов формирования мышления, поведения, межличностных взаимодействий, внутриличностных особенностей.
Как и в ряде других тестов, интерпретация данных которых предполагает существенную детерминацию положения дел базовыми предпосылками, в тесте Люшера основным диагностическим маркером принимается отношение к стимульному материалу: меняется состояние - меняется отношение к представленным в эталонах темам.
Целостное взаимовлияние динамики состояний и базовых предпосылок образует эмоциональные тенденции, располагающие к соответствующим вариантам отношения к цвету. Поскольку, согласно концепции теста, цветовые эталоны связаны с темами, важными для людей, отношение к эталонам в какой-то степени может отражать ресурсные возможности обследуемого (cледуя актуальным для него эмоциональным тенденциям, человек с большей или меньшей осознанностью выбирает и определенные диапазоны своих возможностей среди всех потенциально доступных ему ресурсов).
В модели теста актуальное эмоциональное состояние в свернутой форме содержит информацию и о базовых предпосылках, и о личном опыте, накопленном к моменту тестирования, и о преобладавших и формирующихся тенденциях, тогда как сам выбор (как проективное отреагирование актуального состояния) может быть осуществлен только ситуативно и (в стандартной процедуре) иерархично. Содержательная строна этого выбора в тесте Люшера передается цветом тестовых эталонов, а также местом цветовых эталонов и их сочетаний в ранжированном пространстве между полюсами предпочтения и отвержения.
Набор из 23 эталонов выполняет, таким образом, роль алфавита из 23 тематических единиц, на основе которого, пользуясь определенной инструкцией, можно построить сообщение о некоторых существенных особенностях состояниия. В связи с этим, если оследуемый, например, напряженно ожидает благоприятных условий удовлетворения своих актуальных потребностей или тревожен в связи с чем-то, - состояние так повлияет на его отношение к цветовым эталонам, что спонтанные решения, принятые им в ходе тестирования, это отчетливо проявят.

Отсутствие жесткой нозологической привязки, существенных ограничительных требований к интеллектуальным, культуральным и многим другим ресурсам обследуемого ставит эту методику в ряд почти универсальных по психологическим условиям применения. Принято считать, что при обследовании зрячих людей (независимо от сохранности у них цветового зрения) серьезные трудности в использовании этого теста могут возникать лишь при выраженной умственной отсталости или при сопоставимых с этим дезорганизующих факторах. Учитывая это, можно предполагать, что если выполнение теста сопровождается заметными трудностями (отсутствием иерархии предпочтений, амбивалентными решениями, рациональным обоснованием выбора и другими),- они уже сами по себе становятся дополнительной диагностической информацией, которую можно попытаться уточнить или проверить другими средствами.

Идентификация некоторых областей и источников фрустраций, выявление тревожных компонентов, вегетативные тенденции, стремления, компенсаторные явления, отношение к эмоциональным связям или социализации, к пассивности и активности, витальности и духовности, - все это может стать предметом описания состояния и преобладающих тенденций в эмоциональной сфере обследуемого. Вместе с тем, следует учесть, что, работая с тестом, обследуемый проявляет и реализует разные аспекты своей индивидуальности. Поэтому данные тестирования лучше изучать в контексте более широкого обследования и с учетом различных доступных данных как о самой методике, так и об обследуемом. Корректность и ценность такого подхода позволяют значительно повысить эффективность практической работы психолога. (В.В.Джос, рассказывая о создании этого рабочего инструмента психолога, сравнивает его с прибором ночного видения).

По одним сведениям тест весьма проницателен и достаточно свободен в своих основах от культурных ориентаций и сознательных намерений обследуемого, тогда как по другим - его способность валидно и независимо от артефактов отражать устойчивые эмоциональные особенности обследуемого, сомнительна.
В некоторых задачах разная успешность применения теста связана с качественным характером методики и проблематичностью формализации полученных по ней данных. Тем не менее, в практической психологии методика очень широко и эффективно используется, причем некоторые полезные в практике показатели нередко получают формализованными средствами обработки результатов тестирования. В частности, на основе изучения данных, полученных в тестировании больных неврозами, была предложена так называемая аутогенная норма, широко применяются расчеты суммарного отклонения от аутогенной нормы, вегетативного коэффициента, других сопряженных с ними величин и оценочных диапазонов их варьирования.

Чаще других используется восьмицветовой субтест методики, в данных по которому выделяют стремления и используемые способы их реализации; избегания и подавляемые или отвергаемые потребности и способы; актуальные проблемы (на основе сопоставления областей стремлений и избеганий); состояния и способы, уместные, как кажется обследуемому, в данной ситуации; неактуальные по отношению к ситуации тенденции (если для них в сложившихся условиях еще "осталось место").

При тестировании обследуемому предлагают последовательно выбирать из имеющихся наиболее симпатичные в этот момент цветовые эталоны или сначала самые симпатичные, а затем самые неприятные. В ходе одного обследования лучше сделать два выбора (в полном варианте они разделены 4 - 7 минутной работой с другими субтестами) или три, а затем сравнивать данные выборов между собой различными приемами.

С помощью этих же цветовых эталонов проводят другие варианты обследования: например, попарные сравнения (для всех образцов восьмицветового набора), тест цветовых отношений (характеристика эталонами определенного объекта - слова, медикамента, и др.). Отношение к эталону в ходе тестирования расценивается как проявление отношения обследуемого к затронутым соответствующей темой аспектам жизни.

Все цветовые эталоны восьмицветового набора имеют "официальные" вербальные названия, однако в практической работе с тестом удобнее пользоваться их общепринятыми цифровыми и буквенными обозначениями.

Качественная интерпретация значения эталонов, их комбинаций и взаимосвязей обширна и многогранна, вариативна в зависимости от того, как сочетаются и как меняются в замерах проявления обследуемым своего отношения к стимульному материалу теста. В практической работе психолога трактовка результатов нередко опирается на вспомогательные интерпретационные таблицы, "подсказывающие" специалисту направления и отдельные варианты содержательного понимания данных.

Приведем здесь основные темы, которые, по концепции теста, малоосознаваемо связанны с цветовыми эталонами восьмицветового набора, и присвоенные им условные обозначения.


0 Отношение к социальной интеграции, к коллективу, эмоциональная включенность в социальное взаимодействие.

1, I (Investment) Концентрация на глубине чувств, любви и нежности унифицирующих, гетерономных связей, тяготеющих к уравновешенности идеальной гармонии, удовлетворенности и привязанности. Инвестиция во внутренний мир (функционирующий подобно симбиозу), связь в едином целом, гетерономия, пассивность.

2, D (Defense) Концентрация на гибкости воли в формировании и реализации своих интерсов, собственничества, упрямо стремящегося к самоутверждению, самоуважению, власти, к самооценке и волевому самовыражению своего Я в соответствии со своим уровнем притязаний. Оборона внутреннего мира, власть собственности, автономия, пассивность.

3, О (Occupation) Возбудимость, страсть, движение, жизненная динамика, сексуальность, эксцентричность, активность, доминирование, соперничество, наступательно-агрессивная автономия, сила воли, стремящейся действовать и добиваться успеха. Оккупация внешнего мира, реализация либидо, автономия, активность.

4, Р (Projection) Гетерономность при эксцентричной спонтанности, активная любознательность с направленностью в будущее, экспансивное честолюбие, надежды, проекции, раскрытие отношения к внешнему миру, ожидание перемен, расслабление, разнообразие, веселость, оригинальность. Проекция во внешний мир, направленность ожиданий и притязаний на окружение, гетерономия, активность.

5 Сенсибилизация, возбудимость, магически-эротическое отождествление, мистичность идентификации и самоидентификации в связях.

6 "Оно", управляющее реализацией физиологических побуждений, статус "оно", отношение к принятию и удовлетворению физических, жизненных потребностей.

7 Абсолютизация, усиление значения, интенсификация позиций, усилий, чувств, отношение к ценности авторитета, к року, судьбе, жизни, смерти,- к тому, что может иметь абсолютный статус.

Во многих ситуациях, когда применение полного или даже восьмицветового вариантов теста М.Люшера затруднительно, иногда пробуют получить данные об эмоциональном состоянии пациента, связанном с его самопониманием в данный момент, за счет использования одних лишь карточек, отражающих основные (в модели автора) потребности человека. Эти карточки попарно сравнивают между собой в определенной последовательности:


1. I P 2. D O 3. I D 4. O P 5. I O 6. D P


Полученные таким способом данные интерпретируют и оценивают по таблице сравнения четырех основных цветов (4 general). Упрощенная интерпретация, помогающая быстро сориентироваться в преобладающих малоосознаваемых эмоциональных тенденциях, может быть также сделана по крайним оценкам, полученным в этом субтесте (3 – когда цветовой эталон трижды выбирается в попарном сравнении основных цветов как предпочитаемый; 0 – когда в этом сравнении цвет ни разу не выбирается как симпатичный).

При технической обработке собранного тестового материала нередко обращают внимание на повторяющиеся в разных замерах соседства цветовых эталонов (их называют "группами"). Хотя, по мнению некотрых критиков теста, выделять в имеющихся данных группы - дело совершенно необоснованное, известно, что пролонгированные наблюдения одних и тех же обследуемых подтверждают, что у многих из них повторяющиеся в разных вариантах цветовые сочетания встречаются порой в течение многих лет. Практическому психологу это может быть интересно и полезено как повод дополнительно уделить внимание контектсуальным нюансам определенных комбинаций цветовых эталонов.
 
 
« Пред.   След. »
© 2018 10й КАБИНЕТ
Website Security Test