Главное меню
Главная
Новости
Материалы
Справочник
 
Главная arrow Материалы arrow Психодиагностическое изучение мышления arrow Пиктограмма Методическое руководство
Пиктограмма Методическое руководство Печать E-mail

«ПИКТОГРАММА» КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В НОРМЕ И ПРИ НЕКОТОРЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Методические рекомендации

Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева

Херсонский Б.Г


ВВЕДЕНИЕ

Метод «Пиктограмма» был впервые предложен А.Р.Лурия для изучения опосредованного запоминания. С этой целью испытуемыми предлагалось определенное количество слов и выражений, которое помогло бы вспомнить соответствующее слово. Таким образом, испытуемый должен был «пиктографически» (пиктография — рисуночное письмо) записать ряд достаточно сложных понятий, прямое изображение которых затруднено либо невозможно.

Настоящие методические рекомендации представляют модификацию процедуры проведения исследования и оригинальную схему интерпретации данных «пиктограммы», позволяющую получить значимую информацию об особенностях личности испытуемых.


МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование лучше начинать после какой-либо другой методики исследования памяти (10 слов, тест зрительной ретенции Бентона). Экспериментатор дает испытуемому лист бумаги и карандаш и произносит текст инструкции: «Теперь мы проверим Вашу память другим способом. Вам будут названы слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того, чтобы облегчить себе запоминание на каждое слово нужно нарисовать рисунок, все равно какой, но так, чтобы он помог Вам вспомнить соответствующее слово. Качество рисунка не имеет никакого значения, важно лишь, чтобы он помог Вам при запоминании. Не пишите ни слов, ни букв». Инструкцию следует предъявлять один раз, повторение ее допускается лишь в ответ на прямую просьбу испытуемого.

Материал настоящего исследования накоплен в отношении стандартного набора из 16 понятий, приводимых в руководстве В. М. Блейхера / Блейхер В. М. Клиническая патопсихология, Ташкент, 1976./. Достоинством этого набора является то, что он свободен от понятий, которые при обычной технике рисования могут быть легко переданы графически. Испытуемым предъявляется следующий набор понятий: 1. Веселый праздник; 2. Тяжелая работа; 3. Вкусный ужин; 4. Болезнь; 5. Печаль; 6. Счастье; 7. Любовь; 8. Развитие; 9. Разлука; 10. Обман; 11. Победа; 12. Подвиг; 13. Вражда, 14. Спра­ведливость; 15. Сомнение; 16. Дружба.

Необходимо соблюдать данную последовательность предъявления понятий, что имеет значение для динамического анализа «пиктограммы».

Предъявление понятий и выполнение испытуемым рисунков составляет первый этап исследования. На этом этапе задача экспериментатора сводится к тому, чтобы фиксировать спонтанные разъяснения и замечания испытуемого, а также осуществлять приблизительный хронометраж, поскольку использование секундомера создает у испытуемых впечатление ограниченности времени. Желательно зафиксировать общее время исследования и наиболее длительные паузы. Оценка времени от предъявления понятий до начала выполнения рисунка («латентное время» по Л. С. Драгунской) проводится незаметно для испытуемого — по секундной стрелке ручных часов.

После того как испытуемый закончил выполнение задания, экспериментатор приступает к опросу, который выделяется в отдельный этап исследования для того, чтобы не повлиять на дальнейший ход исследования и отделить «спонтанные» разъяснения от «вынужденных».

Опрос следует проводить избегая суггестии, недопустимы, в частности, вопросы типа: «А этот рисунок имеет какое-либо отношение к Вам лично?». У испытуемого не должно возникнуть впечатление, что его разъяснениям придается какое-то особое значение, поэтому нежелательно на глазах у испытуемого записывать каждое его слово.

Во время опроса уточняется уровень абстрактности образа, наличие индивидуальной значимости образа для испытуемого, иногда, при малодифференцированном изображении уточняется его характер.

Через полчаса после окончания исследования испытуемого просят вспомнить слова по рисункам. После этого экспериментатор приступает к третьему этапу исследования — ретестированию. Значение этого этапа исследования тем больше, чем необычнее «пиктограмма» испытуемого, чем хуже продуктивность опосредованного запоминания. Основная задача ретестирования — выявить «латентные» возможности испытуемого, оставшиеся «за кадром» при основном исследовании.

В целом ретестирование как бы возвращает методу его «пластичность», уменьшенную стандартизацией процедуры исследования и набора понятий, не препятствуя получению спонтанных данных. На третьем этапе экспериментатор занимает более активную, порой — авторитарную позицию.

В качестве примера, иллюстрирующего технику проведения ретестирования, проводится ретестирование по «выхолощенным символам». Эти, описанные еще Г. В. Биренбаум, образы совершенно лишены содержательной связи с понятием, лаконичны по изобразительным

средствам (линии, геометрические фигуры, штриховка и т. п.), не сопровождаются спонтанными разъяснениями, вынужденные разъяснения крайне формальны: «Просто так, абстрактно», «Просто — значок».

Образы этой категории не обеспечивают запоминание соответ­ствующего слова.

Обращаясь к испытуемому, экспериментатор говорит: «По-видимому, Вы недостаточно серьезно отнеслись к исследованию и теперь не можете вспомнить названные Вам слова. Я прочту их вам еще раз, а Вы попробуйте выбрать какой-либо другой рисунок так, чтобы он действительно помог Вам при запоминании».

Возможность либо невозможность коррекции при ретестировании позволяет установить истинную природу «выхолощенных символов» в каждом конкретном случае (неспособность осмыслить инструкцию, ситуационно обусловленное снижение мотивации, нарушения мотива-ционного компонента мышления) и избежать диагностических ошибок.

Объектом для ретестирования служат также образы, где вопреки инструкции испытуемые употребляют буквенные и словесные обозначения. В данном случае экспериментатор напоминает требование инструкции и просит испытуемого выполнить задание еще раз.

При ретестировании можно попытаться добиться замены сложных, сценоподобных образов образами с более высоким уровнем абстрагирования.

В ряде случаев экспериментатор сталкивается с отказом испытуемых от исследования. Отказ может последовать тотчас после предъявления инструкции, либо позднее, когда испытуемый осознает сложность выполнения метода. Атмосфера доброжелательности, отсутствие «оценочного» отношения экспериментатора являются лучшим условием для преодоления отказа. Испытуемому повторно разъясняется, что качество рисунка не имеет значения, что время исследования не ограничено. В большинстве случаев отказ удается преодолеть, если он не связан с грубой интеллектуальной несостоятельностью, либо с настороженностью испытуемого, бредово трактующего ситуацию экспериментатора. Если испытуемый затрудняется выбрать образ на одно понятие («локальный ответ»), экспериментатор просит его подумать, подчеркивая, что время исследования не ограничено. При повторном отказе следует перейти к следующему понятию набора.


ОСНОВЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ «ПИКТОГРАММЫ»

Интерпретация данных «пиктограммы» складывается из:

1. Качественного анализа каждого образа «пиктограммы» с формализованной оценкой последнего;

2. Оценки количественных соотношений образов различного типа в данном протоколе;

3. Учета аналитических факторов, недоступных для формализации («особые феномены»), в том числе — графических особенностей «пиктограммы».

Заключительный этап — синтез имеющихся данных и формулировка заключения.


1. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ «ПИКТОГРАММЫ»

При качественном анализе образов «пиктограммы» учитываются фактор абстрактности, фактор индивидуальной значимости, содержание рисунка, фактор «стандартности» и фактор «адекватности». Поскольку при качественном анализе необходимо дать однозначную оценку каждого образа, доступную для формализации, каждой категории образов «пиктограммы» присваиваются краткие буквенные обозначения. Сводная таблица этих обозначений дается в приложении.

а. Фактор абстрактности. Конкретные образы — К. Общее качество этой группы образов — их соотнесенность с конкретной ситуацией. Прямое изображение ситуации, связанной с понятием— конкретный фотографический образ (К-Фт), например, воин, идущий с гранатой навстречу танку на понятие «подвиг», влюбленный с букетом цветов под часами на понятие «обман».

К конкретным образам относится большинство рисунков, содержащих изображение целой человеческой фигуры. Несмотря на относительную экономичность изображения, например, копающий человек на понятие «тяжелая работа» испытуемый и здесь изображает конкретную ситуацию — человек работает.

Все индивидуально значимые образы также относятся к конкретным, вне зависимости от характера изображения, поскольку в них испытуемый обращается к конкретной ситуации из своего опыта. Так, испытуемая Л. на понятие «обман» рисует куклу, книжку и граммофонную пластинку, поскольку эти предметы она использует «при кормлении ребенка, чтобы обмануть его».

Наконец, часть образов «пиктограммы», будучи конкретными, не имеют существенных связей с предложенным понятием, связь «конфабулируется» испытуемым. Наиболее часты такие образы (конкретные конфабуляторные — К — Кф) на понятие «сомнение». Испытуемый С. рисует на данное понятие табуретку. Объяснение: «Я сомневаюсь, из чего сделана эта табуретка — из дерева или из пластмассы».

Атрибутивные образы — Ат. Эти образы выбираются по принципу принадлежности, атрибутивности. Так, на понятие «веселый праздник» изображают флажок, рюмку, карнавальную маску. Здесь уже нет попытки прямо изобразить понятие, либо ситуацию, связанную с ним. Большинство атрибутивных образов экономичны в отношении изобразительных средств.

Метафорические образы — М. К этой категории относятся образы, где абстрактная по сути ассоциация выражается опосредованно, через конкретный предмет. В большинстве случаев связь носит метафорический характер, в ее основе может лежать литературный образ. Примерами этих образов служат зачеркнутые часы на понятие «счастье» («счастливые часов не наблюдают»), указательный палец и стрелка вокруг него на понятие «обман» («обвести вокруг пальца»). Метафора может быть создана испытуемым непосредственно в ходе исследования. Так, испытуемая А. на понятие «сомнение» рисует штопор («сомнение как штопор ввинчивается в тебя, не дает спокойно жить»).

Геометрические, графические и грамматические символы — Г. С. Здесь абстрактной ассоциации соответствует и способ ее выражения— символ, имеющий содержательную связь с понятием. Часто эти символы отражают пространственные характеристики —направление, симметрия. Подобные символы имеют высокую специфичность для понятия (стрелки, расходящиеся в стороны на понятие «разлука», ось симметрии на понятие «справедливость»). Другие символы отражают лишь эмоциональный компонент понятия — символы валентности (знак «-» на понятие болезнь, темная штриховка на понятие «обман»).

Символы могут быть общепринятыми, либо реже — продуцируются по ходу исследования. Основой для отнесения образа к категории символов является именно абстрактный тип ассоциации, а не геометрический характер изображения. Так, испытуемый В. на понятие «сомнение» нарисовал круг, разделенный пополам, одна половина которого заштрихована. Объяснение — «Я сомневаюсь, черное это или белое». Данный образ по уровню абстрактности должен быть отнесен к конкретным (конфабуляторным).

б. Фактор индивидуальной значимости. Оценка образов, взятых из индивидуального опыта испытуемых представляет значительный интерес. Важен уже сам факт прямого обращения к личному опыту. Именно в индивидуально значимых образах «пиктограммы» наиболее, непосредственно реализуются проективные элементы метода. В этих образах испытуемые прямо говорят о своих интересах, желаниях, намерениях. В индивидуально значимых образах могут проецироваться актуальные переживания больных, в. том числе и бредовые идеи, суицидальные тенденции. Индивидуально значимые образы неоднородны по своему характеру.

Индивидуально значимые персонфицированные образы — Инд. Пс. К персонифицированным образам следует относить такие, где изображается сам испытуемый, сцена с его участием, часть его тела, реже — изображение других конкретных лиц.

Так, испытуемый К., у которого ампутирована правая нога, на по-нятие «болезнь» рисует человека без ноги. Больной С. на. понятие обман» рисует портрет врача, обещавшего выписать его и не выполнившего обещания.

Иногда персонифицированные образы имеют четкую кинестетическую окраску (Инд.— Кн.). Смысл понятия в этом случае передается именно позой, движением человека. Большинство образов, где нарисован человек в движении, лишено индивидуальной значимости, а потому не являются истинно кинестетическими. Особенно это касается передачи мимических движений (грустное выражение лица на понятие «печаль» — это атрибутивный образ, лишенный индивидуальной значимости).

Необходимо прямое указание испытуемого на то, что движение связано с его индивидуальным опытом. Как и в тесте Роршаха, испытуемые часто показывают движение прежде чем начать рисовать, что вляется признаком принадлежности образа к кинестетическим.

Индивидуально значимые образы-стимулы—-Инд.—С. Эти образы е содержат изображения человека. Это изображения объектов, стимулирующих» у испытуемых воспоминание о конкретной ситуации из их индивидуального опыта, связанной с предложенным понятием.

Так, испытуемый Ш., увлекающийся альпинизмом, на понятие «счастье» рисует горы. Объяснение — «Чувство счастья возникает у меня обычно в горах».

Испытуемая Н. на понятие «разлука» рисует письмо. Объяснение: «Я в разлуке с родными, но письма мне очень помогают».

Образы, выбранные формально — Ф. К этой группе относятся образы, лишенные индивидуальной значимости.

в. Содержание рисунка. Перефразируя Г. Роршаха можно сказать, что рисуют «все возможное, а больные шизофренией — и все невозможное».

Ниже мы ограничиваемся перечислением наиболее значимых аналитических категорий. Подробно содержание образов «пиктограммы» по применяемому набору приводится во вспомогательных таблицах, в конце методических рекомендаций.

Сцены с участием человека — Сц., человеческие фигуры — Ч., части (детали) человеческого тела — Ч. Д., редко встречающиеся «пиктограмме» мелкие части человеческого тела (глаза, рот, стопы и т. д.) — Ч. д., неодушевленные объекты — Н. О., фауна — Фн., флора — Фл., пейзажи — П., архитектура, искусство — И., символы — С.

г. Ф актор частоты выбора. Данный чисто статистический критерий указывает на относительную частоту выбора в протоколах здоровых испытуемых. Учитывая естественное распределение выборов по частоте, целесообразно отнести образ «пиктограммы» к одной из трех категорий:

Стандартные образы — Ст. — встречаются чаще, чем в 20 из 100 протоколов.

Оригинальные образы — Ориг. — встречаются реже, чем в 2-х из 100 протоколов.

Повторяющиеся образы занимают промежуточное положение по частоте между «стандартными» и «оригинальными». Буквенного обозначения не имеют.

Подробные сведения о распределении образов по частоте также содержатся во вспомогательных таблицах.

д. Фактор адекватности. Адекватность образа «пиктограммы» — сложный качественный фактор, включающий содержательную близость образа и понятия, умеренную абстрактность, краткость изображения и разъяснения. В то же время следует исходить не только из теоретических предположений, но и из фактически полученных данных —какие образы «пиктограммы» закономерно выбираются психически здоровыми людьми. Не следует относить к неадекватным образ, относящийся к категории «повторяющихся». Адекватные образы обозначаются знаком « + », а неадекватные «-» (Ориг.-).

е. Формализованная оценка образов «пиктограммы». На основании качественного анализа образа «пиктограммы» по всем факторам проводится формализованная оценка. Приводим примеры. Понятие «победа». Изображен салют. Разъяснение: «Салют бывает в день Победы». Выбор атрибутивный, не имеющий индивидуальной значимости, изображен салют, выбор стандартный, адекватный. Формализованная оценка: Ат. Ст. + Салют. Другой пример (из протокола исследования больной, страдающей шизофренией). Понятие «тяжелая работа». Изображен треугольник. Разъяснение: «У нас в отделе тяжелую работу выполняют трое — начальник, его заместитель и я». Конкретный выбор (несмотря на геометрический характер изображения), индивидуально значимый, оригинальный, неадекватный. Формализованная оценка: К. Инд. Ориг. — С. Во вспомогательных таблицах приводится формализованная оценка всех стандартных и повторяющихся, а также некоторых «оригинальных» (как адекватных, так и неадекватных) образов на применяемый нами набор понятий. В начальном периоде работы с методцм эти таблицы могут служить практическим пособием для патопсихолога.


2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СООТНОШЕНИЯ В «ПИКТОГРАММЕ»

Второй этап анализа — оценка количественных соотношений образов различного типа. Одним из наиболее существенных является соотношение — «структура» пиктограммы по фактору абстрактности — ГС : М : Ат : К, т. е. символов, метафорических образов, атрибутивных, и конкретных. Помимо операционных характеристик мышления это соотношение отражает также и мотивационный фактор. «Ядром» нормативного результата являются атрибутивные и конкретные образы. Повышение уровня мотивации у лиц с высоким интеллектом приводит к увеличению числа конкретных, фотографических образов (К. — Фт.).

Вторым показателем является количество и структура индиви­дуально значимых образов. Персонифицированные индивидуально значимые образы (Инд. — Пс.) говорят скорее об интеллектуальных особенностях, в частности, о конкретности мышления, неспособности отвлечься от индивидуального опыта. Образы стимулы (Инд. — С.) отражают такие личностные особенности как эгоцентризм, демонстративность.

Третий показатель— количество адекватных образов отражает четкость и реалистичность «пиктограммы», построение ее по принципам, характерным для большинства здоровых испытуемых. Этот показатель дополняется количеством стандартных образов (Ст.), который, как и аналогичный показатель в тесте Роршаха говорит о конформности мышления. У больных шизофренией при отсутствии грубо «неадекватных» образов снижается число стандартных, полное же отсутствие стандартных образов имеет несомненную диагностическую ценность. Показатель оригинальных образов отражает как уровень интеллекта и особенности мотивации, так и патологию мышления в зависимости от адекватности выбора. Качественный анализ неадекватных образов в соответствии с принципами, разработанными С. В. Лонгиновой и С.Я.Рубинштейн, позволяют уточнить характер нарушений мышления.

Количество изображений человеческих фигур — показатель степени тереотипизированности ассоциаций (аналогично проценту ответов категории «животные» в тесте Роршаха). В данном случае речь идет о нормальной или «типической» стереотипии, отражающей естественную тенденцию к единообразному решению единообразных задач. Диагностическую ценность имеет лишь чрезмерная выраженность стереотипии либо «смещение» стереотипизирующей установки — «атипическая стереотипия». В этих случаях стереотипия проявляется в повторении выхолощенных символов, атипических мелких деталей человеческой фигуры (чаще — глаза), архитектурных сооружений и т. п. Прямое повторение одного и того же рисунка на два или более понятий — персеверация, часто встречающийся в стереотипных «пиктограммах» по нашим данным являются безусловно патологическим феноменом. Соотношение деталей фигуры человека и целых человеческих фигур, наряду со структурой «пиктограммы» по фактору абстрактности, отражает уровень процессов обобщения и отвлечения.


3. ОСОБЫЕ ФЕНОМЕНЫ В «ПИКТОГРАММЕ»

Под названием «особые феномены» описываются разнообразные, подчас довольно тонкие и недоступные для поверхностного наблюдателя особенности выполнения метода, в том числе — высказываний испытуемого, эмоциональных и других поведенческих реакций — всего того, что остается за пределами формализованной оценки ответов и анализа основных количественных соотношений.

При изучении «пиктограммы» можно выделить большую группу подобных неформализуемых факторов анализа, как общих для «пиктограммы» и теста Роршаха, так и специфичных для «пиктограммы». Эти факторы, по аналогии с текстом Роршаха, обозначаются как «особые феномены»..

А. Шоковые реакции. Данный тип реакций является общим для многих методик (ассоциативный эксперимент, тест Роршаха, методика незаконченных предложений) и . является проявлением «тормозящего» действия аффекта на интеллектуальные процессы. В «пиктограмме» шоковые реакции проявляются в виде удлинения латентного времени, изменении характера выбранного образа (в сравнении с другими образами в данном протоколе), некоторых графических особенностей — более тщательная отработка рисунка, сильный нажим, реже — резкое уменьшение размера рисунка на «травмирующее» понятие. Крайним проявлением шоковой реакции является отказ от выбора образа — локальный отказ. Причиной последнего могут быть и чисто интеллектуальные затруднения. Парадоксальные отказы (отказы на «легкие понятия») обусловлены убеждением испытуемого, что все понятия имеют непосредственное отношение к нему. Так, испытуемый отказывается выбрать образ на понятие «тяжелая работа», поскольку он «любит всякую работу, никакая работа не тяжела».

Б. Неформализуемые типы образов. Ассоциации по созвучию. Выбранный образ помогает запомнить не смысл понятия, а звучание слова. Примеры многочисленны (автомобиль «Победа», электропила «Дружба» на созвучные понятия, сом на понятие «сомнение»). Более сложны и реже встречаются образы-ребусы, где слово составляется из первых букв изображаемых предметов.

Множественный выбор. Для запоминания понятия изображено несколько предметов, не объединенных в единую композицию. Обычно это набор адекватных атрибутивных образов. Данный феномен не является редкостью и имеет диагностическую ценность лишь тогда, когда в разъяснении имеется нарушение логической связи.

Выхолощенная символика. Эта категория образов рассмотрена выше при описании техники ретестирования.

Недифференцируемые изображения. Испытуемый не в состоянии объяснить, что же именно он хотел нарисовать, по характеру рисунка понять его сюжет совершенно невозможно. От «выхолощенной символики» данный феномен отличается тем, что рисунки не являются геометрическими значками, это крайне неудачные попытки изобразить что-либо конкретное. Недифференцируемые изображения почти абсолютно специфичны для больных с органическим поражением головного мозга, изредка они встречаются у больных шизофренией в состоянии обострения.

Б.Употребление буквенных и словесных обозначений. Употребление букв в «пиктограмме» запрещено инструкцией, появление буквенных обозначений является следствием недостаточности внимания; либо, чаще — негативистических тенденций, что обычно выясняется при репетировании. Здоровые испытуемые, как правило, органично включают надпись в рисунок, например, на понятие.«победа» рисуют календарь с надписью «9 мая». Редко рисунок заменяется надписью. У больных шизофренией употребление букв часто имеет вычурный характер, с деформацией, «сдваиванием» букв, приданием буквам сходства с изображением человека или животного.

Г. Спонтанные разъяснения и высказывания испытуемых. Чаще всего свидетельствуют о состоянии тревоги и внутренней неуверенности, являются также проявлением интеллектуальных затруднений либо эмоциональной «шоковой» реакции. Особняком стоят обстоятельные, авторитарные спонтаннее разъяснения лиц с эпилептоидными чертами.

Замечания испытуемых могут иметь экстрапунитивный либо интрапунитивный характер (типа «критики тестирования» и «самокритики») .

Д. Стереотипи и, персеверации и сходные феномены. Типическая и атипическая стереотипия и персеверации описаны выше. Иногда испытуемые не повторяют рисунка, но указывают тем или иным способом, что один рисунок обозначает два понятия. Так, испытуемая Л., нумеруя рисунки, напротив № 16 (понятие «дружба») ставит № 14 (понятие «справедливость»). Проявлением персеверативных тенденций является феномен единой системы, который заключается в том, что при построении образа на последующее понятие испытуемый использует предыдущий образ. При этом испытуемый может прямо использовать выполненный рисунок, видоизменяя либо дополняя его. Так, испытуемый К. на понятие «печаль» рисует девушку, сидящую у окна, на понятие «счастье» пририсовывает солнце, лучи которого освещают окно, на понятие «любовь» пририсовывает цветы на подоконнике.

Е. Фрагментаризация — испытуемый изображает лишь фрагмент задуманного образа, прямо говоря о своем замысле и подчеркивая невозможность реализации последнего.

Ж. Дублирование — испытуемый рисует на одно понятие несколько идентичных изображений.

З. Замена — выбрав образ для опосредования, испытуемый зачеркивает рисунок и рисует новый. Проявление тревоги, либо невозможности планирования в ситуации эксперимента.

И. Феномен возврата. При предъявлении следующего понятия, испытуемый возвращается к предыдущему рисунку, занимаясь его графической доработкой.

К. Привнесение цвета. Не пользуясь цветными карандашами, испытуемый в разъяснении упоминает о цвете. Например, нарисовав цветок на понятие «разлука» описывает его как «желтый цветок».

Л. Спонтанная нумерация — испытуемый нумерует рисунки.

М. Спонтанная пунктуация — рисунки разделяются запятыми.


4. ГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АНАЛИЗА

Анализируя графические особенности «пиктограммы», экспериментатор обращает внимание прежде всего на размер рисунков («микрография», «макрография»), стабильность размеров рисунков («осцилляция», «расширение», «сжатие», «локальное сжатие» — уменьшение размеров рисунка на одно понятие). Расположение рисунков на листе бумаги может быть правильным (горизонтальным и вертикальным, слева направо, сверху вниз), «обратным», общая упорядоченность композиции варьируется от «сверхупорядоченной» — подчеркнуто правильное расположение рисунков, соблюдение одинаковых расстояний между рисунками и размеров рисунка, до осциллирующей и «хаотической» — рисунки беспорядочно разбросаны на листе бумаги, значительно отличаются размерами, расстояния между ними колеблются от значительного до «наложения» одного рисунка на другой. Крайнее проявление «сверхупорядоченной» композиции — с малым размером рисунков, расположенных по краю листа — «краевое расположение», равномерным чаще слабым нажимом линии, картина может дополняться спонтанной нумерацией рисунков.

Нажим линии может колебаться от слабого, едва заметного, до сильного, рвущего бумагу, при этом подобные колебания могут быть в одном протоколе исследования, указывая на склонность испытуемого к импульсивным аффективным разрядам.

Упорядоченность композиции отражает способность к планированию и самоконтролю в ситуации эксперимента. Нарушения композиции в «пиктограмме» могут отражать как стойкие особенности характера, так и актуальное психическое состояние больного (атипичные гипоманиакальные синдромы). В последнем случае, при повторных исследованиях, после нормализации психического состояния нормализуются и графические характеристики «пиктограммы».

Следует также упомянуть «органический графический симптокомплекс», включающий наклон фигуры более .5° от вертикали, дрожащую, несовпадающую и пересекающуюся линии. Эти признаки обладают высокой специфичностью при органических поражениях головного мозга.


«ПИКТОГРАММЫ» ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ

ИСПЫТУЕМЫХ

Практически все испытуемые легко осмысливают инструкцию к методике, подчиняются ее требованиям. Вместе с тем испытуемые с высоким уровнем интеллекта зачастую подвергают инструкцию сомнению, указывая на то, что метод говорит скорее о способностях и «вообще об особенностях человека». Лица с низкой нормой интеллекта испытывают, как правило, значительные трудности при выполнении «пиктограммы», однако метод в целом доступен и для них.

В приложении приводятся нормативные данные по важнейшим количественным показателям «пиктограммы», обработанные методом вариационной статистики, что позволяет судить о допустимом диапазоне колебаний показателей.

Внутри нормативной группы и, особенно, при сопоставлении «основной» и дополнительных групп, выявляются существенные различия, которые зависят от уровня интеллектуального развития и особенностей личности испытуемых. При этом факторами, чувствительными к уровню интеллектуального развития, являются: умение выбрать рисунок для опосредования, каков бы он ни был, принадлежность образа к группе адекватных, наличие «удачных оригинальных» образов. Показателями интеллекта являются также степень выраженности стереотипии, наличие «сценоподобных» образов и их число, наконец, продуктивность опосредованного запоминания. Особенности мотивации также оказывают влияние на все эти показатели: повышение уровня мотивации (при высоком уровне интеллектуального развития) приводит к увеличению числа геометрических и метафорических символов, оригинальных образов, уменьшению выраженности стереотипии, а иногда к смещению стереотипизирующей установки. Может снизиться показатель адекватных образов, но показатель продуктивности запоминания остается высоким. Неспособность к планированию, неустойчивость характера, эгоцентризм, проявляются увеличением числа индивидуально значимых образов, где открыто проецируются желания и потребности, а иногда и асоциальные привычки испытуемых. Эти же факторы приводят к снижению показателя адекватных образов и, что существенно, к снижению продуктивности запоминания — здесь особенно много «приблизительных» воспроизведений. Напротив, склонность, неуверенность в себе, обсессивно-компульсивные проявления, «обедняя» результаты исследования, лишая их элемента оригинальности, уменьшая количество эмоционально насыщенных метафорических символов, обеспечивают максимально высокий показатель адекватности и высокую продуктивность опосредованного запоминания.

Однако наиболее демонстративно особенности эффективности и характерологические черты проявляются в «особых феноменах», а также графических характеристиках «пиктограмм» здоровых испытуемых. Шоковые реакции, степень их выраженности, позволяет судить о характере эмоциональных реакций и контроле над ними, высказываний испытуемых могут указать на внутреннюю неуверенность, тревожно-депрессивную установку на исследование, могут позволить сделать вывод о типе реакции на фрустрацию. Употребление букв в ряде случаев указывает на негативистические тенденции. Степень стабильности графических характеристик варьирует в зависимости от скованности или свободного поведения испытуемых в ситуации эксперимента, а также отражает характерологические особенности. Однако при всей вариабельности данных внутри нормативной группы у нормативного протокола имеется ряд постоянных характеристик:

а. Здоровые испытуемые способны выбрать образы на подавляющее большинство понятий выбора;

б. Среди образов, выбираемых здоровыми людьми, преобладают атрибутивные и конкретные, не имеющие индивидуальной значимости. Отсутствие геометрических символов — обычное явление в протоколах психически здоровых людей.

в. Высок показатель адекватности, обязательным является наличие по крайней мере двух или трех стандартных образов.

г. Высокая продуктивность опосредованного запоминания;

д. Для нормативных протоколов характерна бедность «особыми феноменами» — отказы и шоковые реакции немногочисленны, высказывания испытуемых редки и лаконичны. Неформализуемые типы образов «пиктограммы» встречаются редко и легко могут быть изменены при ретестировании;

е. Стереотипия выражена за счет повторения изображений человека. Прямые персеверации отсутствуют.

ж. Для протоколов психически здоровых людей характерна «оптимальная» упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик. Размеры рисунка таковы, что вся «пиктограмма» в подавляющем большинстве случаев умещается на одной стороне стандартного листа.


«ПИКТОГРАММА» ПРИ НЕКОТОРЫХ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

1. Органические заболевания головного мозга.

У больных с органическими заболеваниями головного мозга наибольшее влияние на выполнение «пиктограммы» оказывают интеллектуальные нарушения, однако проявляются и эмоциональные характеристики. Признаками интеллектуального снижения являются:

а. Непонимание смысла задания;

б. Невозможность выбора образа на абстрактные понятия.

в. Отсутствие геометрических и грамматических символов, оригинальных (ориг. +) образов.

г. Снижение числа атрибутивных и метафорических образов, встречаются лишь самые банальные из них.

д. В структуре конкретных образов преобладание «фотографических», часто — фрагментаризованных.

е. Чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые персеверации.

ж. Как проявление недостаточного понимания смысла задания — появление «выхолощенных символов» и «недифференцируемых изображений».

з. Изменения графических характеристик — «органический симптомокомплекс».

Проявлением тревожно-депрессивной установки на исследование, которая типична для больных с органическими заболеваниями головного мозга, являются следующие признаки:

а. Выраженные «шоковые» реакции на эмоционально значимые понятия, усугубляющие проявления интеллектуальных нарушений.

б. Спонтанные высказывания испытуемых носят преимущественно интрапунитивный характер — ссылки на собственную несостоятельность, указания на снижение зрения, памяти, дрожание рук.

в. Поиск «оценки» экспериментатора, его совета.

г. Феномены «возврата» и «замены».

Для больных с интеллектуальным снижением и синдромом расторможенности характерно:

а. Низкая дифференцированность изображений.

б. Выраженная дестабилизация графических характеристик.

в. Особо низкая продуктивность запоминания.

2. Неврозы.

Нарушения эмоциональной сферы, имеющиеся у невротиков, в силу не только количественного, но и качественного отличия от сходных изменений у здоровых, накладывают на выполнение «пиктограммы» определенный отпечаток.

Для «пиктограмм» больных неврозами характерно:

а. Снижение числа (отсутствие) геометрических символов;

б. Расплывчатость и банальность метафорических образов — «солнце», «цветы», «пейзажи».

в. Снижение числа атрибутивных образов;

г. Повышение числа индивидуально значимых образов, преимущественно за счет образов-стимулов;

д. Связь индивидуально значимых образов с конфликтной ситуацией, демонстрация своего отношения к ней в разъяснениях (для больных истерией).

е. Показатели адекватности, продуктивности запоминания — в нижних границах нормы.

Вышеперечисленные признаки в основном характеризуют относительное, аффективно обусловленное снижение интеллектуальной продуктивности. Если параллельно проводится исследование психометрическими методиками (тесты Векслера, Равена), то последние выполняются на более высоком уровне, чем «пиктограмма».

ж. Наличие «шоковых реакций» на эмоционально значимые понятия. При этом шоковые реакции проявляются открыто, иногда обуславливая отказ от выбора.

з. Спонтанные высказывания по ходу исследования — разъяснения (для больных истерией); критика тестирования, самокритика.

и. Дестабилизированная (незначительно) композиция (для больных истерией и неврастенией), сверхупорядоченная — у больных неврозом навязчивых состояний.

3. Параноидная шизофрения

Данные «пиктограмм» — у больных шизофренией (параноидная форма) значительно отличаются в зависимости от актуального психического состояния больных (обострение, ремиссия А, ремиссия Б с чертами апатико-абулического дефекта), чего нельзя отметить при исследовании другими методами изучения мышления (4-й лишний, классификация, определение и сравнение понятий). Изменения «пиктограммы» обусловлены, таким образом, не только нарушениями мышления, но и аффективными, личностными характеристиками.

Для больных в состоянии обострения характерно:

а. Недостаточное понимание смысла задания.

б. Значительное снижение числа атрибутивных образов.

в. Снижение числа стандартных образов вплоть до их отсутствия.

г. Смещение стереотипизирующей установки (атипическая стереотипия), персеверативные тенденции (прямые персеверации, феномен «единой системы»).

д. Снижение числа адекватных образов.

е. Низкая продуктивность опосредованного запоминания, при этом испытуемый не может вспомнить даже те слова, на которые выбраны адекватные образы.

ж. Употребление букв, часто вычурное.

з. Расположение рисунков и графические характеристики значительно варьируют, встречаются различные формы атипического расположения рисунков.

и. Значительная диспропорция между данными «пиктограммы» и других методов экспериментально-психологического исследования.

Вышеизложенное не касается больных с депрессивно-параноидным синдромом, «пиктограммы» которых имеют следующие характерные черты:

а. Значительное удлинение времени реакции.

б. Снижение уровня «интеллектуальных» факторов «пиктограммы».

в. Высокий показатель адекватности и стандартных образов.

г. Достаточная продуктивность опосредованного запоминания.

д. Выраженные «шоковые реакции» с непреодолимыми отказами на эмоционально значимые понятия.

е. Чрезмерно выраженная типическая стереотипия.

ж. Сверхупорядоченная композиция вплоть до микрографии и «краевого расположения рисунков».

з. Нажим линии — слабый, часто — скупость деталей и фрагментарность рисунка, но иногда, напротив, рисунки повышенно детализированы, нажим линии в этих случаях не обнаруживает особенностей.

Данные изменения характерны для депрессии и неспецифичны для шизофрении как таковой. Следовательно, при наличии депрессии у больного шизофренией, в «пиктограмме» проявляются те изменения, которые характерны для депрессии, шизофренические изменения «маскируются». Другой существенной закономерностью является то обстоятельство, что если шизофрения развивается на органической основе, особенно при наличии черт интеллектуального снижения, в «пиктограмме» проявляются изменения, типичные для «органиков». «Пиктограммы» больных шизофренией в состоянии ремиссии А не всегда возможно отдифференцировать от «пиктограмм» здоровых испытуемых и невротиков. Однако, достаточно часто при исследовании проявляются специфические изменения:

а. снижение количества стандартных образов вплоть до полного их отсутствия на фоне достаточного количества адекватных образов.

б. Персеверации на фоне благополучных «интеллектуальных» характеристик «пиктограммы».

в. Выраженные шоковые реакции с отказами на «легкие» понятия, не вызывающие затруднений у здоровых испытуемых — «парадоксальные отказы».

г. Низкая продуктивность запоминания, неспособность воспроизвести понятия, на которые выбраны адекватные образы.

У больных с легким апатико-абулическим дефектом дополнительно отмечаются:

а. Отказы на последние понятия, входящие в набор, вне зависимости от их интеллектуальной трудности.

б. Выхолощенные символы, также чаще на последние понятия набора. Коррекция при ретестировании не всегда возможна.

в. Весьма специфично сочетание хаотического расположения рисунка со слабым, едва заметным нажимом линии.

г. Иногда встречаются недифференцированные зображения. Дифференциация затруднена из-за скупости деталей рисунка и слабого нажима линии.


ПРИНЦИПЫ ФОРМУЛИРОВКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО ДАННЫМ

«ПИКТОГРАММЫ»

При построении-заключения по данным «пиктограммы» экспериментатор имеет возможность осветить следующие характеристики:

а. Продуктивность опосредованного запоминания в сочетании с показателями проб на механическую память (тест Бентона), указывая на наличие диспропорций. Показатель продуктивности запоминания вычисляется следующим образом: 1 балл за каждое точное воспроизведение понятия; 0,5 балла — за приблизительное (типа — «радость» вместо «счастье», «тяжелый труд» вместо «тяжелая работа») .

б. Особенности операционных характеристик мышления. При этом следует помнить, что «атрибутивный» уровень абстрактности в «пиктограмме» соответствует концептуальным обобщениям в других психологических пробах.

в. Уровень стандартности образов «пиктограммы» определяется на основании показателей адекватных образов.

г. Характер и степень выраженности стереотипии, наличие персевераций и сходных феноменов.

д. Элементы «оригинальности» (Ориг. +) в образах «пиктограммы». На основании этих характеристик можно сделать ориентировочный вывод об уровне интеллектуального развития.

Понимание инструкции, умение выбрать образ для опосредования не менее чем за восемь понятий набора (исключая «выхолощенные символы», «недифференцированность изображения», «фотографические образы») позволяют с высокой степенью достоверности исключить интеллектуальный дефект.

При общей конкретности образов «пиктограммы», наличие множественных сценоподобных образов, высокой степени выраженности типической стереотипии, преобладании изображений целых человеческих фигур, но достаточной продуктивности запоминания можно сделать вывод о «низкой норме» интеллектуального развития. Однако здесь необходимо помнить, что снижение интеллектуальных характеристик «пиктограммы» может быть обусловлено аффективными факторами (неврозы, шизофрения) без снижения продуктивности в психометрических пробах. Такая диспропорция — ценный диагностический признак, на нее обязательно следует указать.

Наличие двух или более оригинальных образов, преобладание «атрибутивных» образов над «конкретными», максимальная продуктивность при воспроизведении — достаточно четкие критерии для того, чтобы охарактеризовать уровень интеллектуального развития как «выше среднего».

е. Признаки эгоцентризма и демонстративности. О этих личностных факторах следует упоминать, если в протоколе содержится более трех индивидуально значимых образов типа «стимулы» (Инд. — С.). Подробно указывается, какие именно тенденции «проецируются» в индивидуально значимых образах. Если имеют место «персонифицированные» образы следует осветить их характер. Определенную ценность имеют спонтанные высказывания испытуемых, в которых подчеркивается, что выбираемый образ выражает «личное мнение».

д. Признаки депрессии. Они описаны выше, при характеристике «пиктограмм» больных с депрессивно-параноидным синдромом.

е. Факторы, отражающие степень самоконтроля и способность к планированию поведения: преимущественно графические характе­ристики — степень «упорядоченности» композиции. Диагностическое значение имеют лишь крайние варианты. Повышение контроля и обсессивно-компульсивные симптомы имеют в «пиктограмме» проявления, сходные с таковыми при депрессии.

ж. Признаки эмоциональной неустойчивости совпадают с признаками эгоцентризма и демонстративности, дополнительно учитывается наличие «расплывчатых» метафорических образов, степень выраженности шоковых реакций, которые непосредственно говорят об эмоциональной неустойчивости в ситуации эксперимента.

з. Тип реакции на фрустрацию может быть определен в зависимости от экстрапунитивной или интрапунитивной направленности спонтанных высказываний испытуемого во время исследования и, в особенности, поведение во время ретестирования.

и. О негативистических тенденциях говорят образы с открыто асоциальным содержанием, употребление букв вопреки инструкции, соответствующие реакции при проведении ретестирования.

Заключение МЗ СССР о применимости тестовой методики

В теоретическом отношении «Пиктограмму» следует рассматривать как проективный метод исследования личности. Предпосылками для этого являются многозначность стимульного материала, смещение внимания испытуемого на исследование памяти, в результате чего испытуемый не знает, что в его ответах диагностически значимо. Модифицированная процедура проведения исследования обеспечивает максимальную свободу поведения испытуемых, оценочное отношение экспериментатора отсутствует. Следует указать на ошибочность постулирования связи проективных техник с методологией психоанализа, поскольку речь идет не о «проекции» как защитном механизме, а о проецировании (проявлении) личностных особенностей в специфической деятельности, которую представляет собой выполнение методов данной группы. «Пиктограмма» занимает промежуточное место между методиками «структурного анализа ассоциаций» и «анализа продуктов творчества» (рисуночные тесты). Наиболее значительно сходство между «пиктограммой» и тестом Роршаха, имеется ряд показателей общих для указанных методов (показатели стандартности, оригинальности, «четкости формы», стереотипии — за счет образов категории «животные» в тесте Роршаха и изображений человека в «пиктограмме»), ряд «особых феноменов» также являются общими. В то же время «пиктограмма» и тест Роршаха часто содержат взаимодополняющие данные, в целом «пиктограмма» более чувствительна к интеллектуальным особенностям. Поэтому при изучении личности следует особо рекомендовать сочетанное применение «пиктограммы» и текста Роршаха.

Можно применять «пиктограмму» в комплексе с другими методиками экспериментально-психологического исследования.

Заключение по данным «пиктограммы» органично включается в общий текст заключения по данным исследования.

Главный психиатр А. А. Чуркин


Приложение № 1

КАТАЛОГ ОБРАЗОВ, ВЫБИРАЕМЫХ ЗДОРОВЫМИ

ИСПЫТУЕМЫМИ НА ПРИМЕНЯЕМЫЙ НАБОР ПОНЯТИЙ

Краткое пояснение к каталогу

Каталог охватывает все «стандартные» и «повторяющиеся» образы, а также отдельные примеры «редких», «оригинальных» образов, как адекватных, так и неадекватных. Образы приводятся с ориентировочной формализованной оценкой. Расхождения в оценке возможны в основном по фактору индивидуальной значимости. Там, где образ в подавляющем большинстве случаев выбирается формально, либо, напротив, имеет индивидуальную значимость, указывается лишь наиболее частая «детерминанта». В случае, если возможны оба варианта, первым указывается более частый, второй берется, в скобки. Если варианты встречаются с приблизительно одинаковой частотой, указываются оба, скобки не ставятся. Для обозначения совокупности «повторяющихся», «стандартных», «удачных оригинальных» образов по аналогии с тестом, Роршаха, для облегчения сопоставления данных, используется термин «хорошая форма». Указывается дальше число «локальных отказов» на каждое из понятий набора. Для удобства ниже приводится сводная таблица используемых буквенных обозначений.

1. Фактор абстрактности. Конкретные — К. Фотографические — К. Фт. Конфабуляторные — К-Кф. Атрибутивные — Ат. Метафорические — М. Графические, геометрические, грамматические символы — Г. С.

2. Фактор индивидуальной значимости. Выбранные формально — Ф. Индивидуально значимые, персонифицированные — Инд. — Пс, образы-стимулы — Инд. С.

3. Фактор частоты. Стандартные — Ст. Оригинальные — Ориг.

4 Фактор адекватности. Адекватные « + », неадекватные — «Ориг. —-».

1. ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК.

Стандартный образ — флаги, воздушные шарики, цветы, иногда — в сочетании с улыбающимся лицом. АтФ. + Ст.

«Повторяющиеся» образы — салют (АтФ + ), елка и елочные украшения (Ат./К), Ф.(Инд.)+), еда и алкогольные напитки (Ат./К.Ф(Инд. +), музыкальные инструменты и звукопроизводящая аппаратура (Ат-К. Ф-Инд, + ), веселящиеся люди (К.Ф./Инд./+), улыбающиеся лица, улыбки (Ат.Ф. + ), карнавальные маски (Ат.Ф. + ).

Примеры редких образов: галстук («на праздник одевают галстук») — Ат.Ф.Ориг.-., здание (театр) — «на праздник ходят в театр» — Ат.Ф.Ориг.-., лист, машина, звезда — «символ жизни, движения, счастья» — М.Ф. Ориг. — Множественный выбор.

Образы «хорошей формы» охватывают 96% всех образов. Отказов нет.

2. ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА.

Стандартный образ — кирка, молот, лопата — Ат(К)Ф (Инд) + Ст.

«Повторяющиеся» образы — изображения тяжестей (гиря, штанга) — (Ат.Ф. + ), человек, занятый тяжелым физическим трудом — землекоп, кузнец (К.Ф.+), лицо с мимическим выражением усталости, каплями пота (Ат.Ф.+).

Примеры редких образов: Сизиф, вкатывающий камень на гору — М.Ф.Ориг.+ ., солнце («я работаю на солнце, это тяжело») — (К.Инд.—С.ориг.-), цепи («тяжелая работа вызывает чувство скованности»)—М.Ф.Ориг.-.

Образы «хорошей формы» охватывают 90% всех образов. Отказов нет.

3. ВКУСНЫЙ УЖИН.

Стандартный образ — изображение еды — К.Ф.-Инд. + Ст.

«Повторяющиеся образы» — изображение еды с часами и другими указателями времени (луна, заходящее солнце) — (К.Ф.+), посуда — тарелки, вилки, ложки — (Ат.Ф.+), человек за едой (К.Ф.+), одобрительный жест, «удовлетворенная» мимика (Ат-К.Ф. + ).

Примеры редких образов: спящий человек («после ужина спят») — (К.Ф. Ориг.-); человек с выпяченным животом («он вкусно поел») — (К-Ф.Ориг.-).

Образы «хорошей формы» охватывают 94% всех образов. Отказов нет.

4. БОЛЕЗНЬ.

Стандартный образ: человек,, лежащий в постели — К.Ф. + Ст.

Повторяющиеся образы: кровать, термометр, шприц, медикаменты (все — Ат.Ф. + ), красный крест, змея над чашей (Ат.Ф + ), человек с признаками болезни и инвалидности (К.Ф./Инд./ +), лицо с мимикой страдания (Ат-К.Ф. + ), надгробие (Ат.Ф. + ). темное пятно — (М.Ф. + ).

Примеры редких образов: Туча, закрывающая солнце (М.Ф. Ориг.+ ), дом — «когда болеют — сидят дома»— (Ат.Ф. Ориг.-).

Образы «хорошей формы» охватывают 86% ответов. Отказов нет.

5. ПЕЧАЛЬ.

Стандартный образ: лицо с печальной мимикой, слезами — Ат Ф Ст. + .

Повторяющиеся образы: человек в печальной позе (К.Ф.Инд.+), слезы (Ат.Ф. + ), надгробие (Ат-К.Ф.-Инд. + ), печальный осенний пейзаж (Ат./М.-К./Ф./Инд./ + ).

Примеры редких образов: письмо («печальное известие») - (К.Ф./Инд./Ориг.-), папироса («когда печален — курю») — (К-Инд.-С.Ориг.-), падающая звезда, лира («печаль подобна падающей звезде, лира символизирует то, что печаль не вечна») — (М.Ф.Ориг.-).

Образы «хорошей формы» охватывают 88% ответов. Отказов нет.

6. СЧАСТЬЕ.

Стандартный образ: лицо с мимикой радости— (Ат.Ф.Ст.+).

Повторяющиеся образы: солнце, радостный пейзаж (М.Ф. + ), цветы (Ат./М./Ф.+ ), ребенок (К.Инд. + ), семья (К.Инд./Ф./ + ), обручальные кольца (М./К./Ф./Инд./ + ), дом, автомашина, деньги, яхта (ассоциация по типу — «счастье, когда это есть» — (К.Инд. + ), целующаяся пара (К.Ф.+).

Примеры редких образов: книга («о счастье пишут в книгах») — (К.Ф.Ориг.-), облако («счастье безгранично») — (М.Ф.Ориг.-), горы — («чувство счастье возникает у меня в горах») — (К.Инд. — С.Ориг.-).

Образы «хорошей формы» охватывают 90% всех образов. Отказов нет.

7. ЛЮБОВЬ.

Стандартные образы: сердце, пронзенное стрелой (М.Ф.+ Ст.). целующиеся влюбленные— (К.Ф. + Ст.).

Повторяющиеся образы: солнце (М.Ф. + ), цветы (Ат-М.Ф. + ), обручальные кольца (Ат.Ф. +), ребенок (Ат.Ф +, при ассоциации типа «любовь к Детям» — К.Ф. +), два голубя (М.Ф.+).

Примеры редких образов: собака («любовь к животным» — (К.Ф.Ориг)-, амур — (М.Ф.Ориг. +), множество солнц над морем («любовь» — вечный рассвет») — (М.Ф.Ориг.-), кубик («любовь должна быть многогранна») — (Г.С.Ф.Ориг.-).

Образы «хорошей формы» охватывают 89% всех образов. В трех протоколах — отказы от выбора образа.

8. РАЗВИТИЕ

Стандартные образы на данное понятие отсутствуют.

Повторяющиеся образы: спираль, график, диаграмма (Г.С.-К.Ф. +), развитие растений (бутон — цветок, почка — лист, растущий росток) — (К.Ф.+), насекомых, птиц, человека (ребенок — взрослый — К.Ф. +), ступени лестницы (М.Ф. +), атрибуты умственного развития (книга — Ат.Ф.+), человек с книгой (К.Ф. + ), атрибуты физического развития (гантели, спортивные снаряды — Ат.Ф.+), человек, занимающийся физкультурой (К.Ф.+), атлет (К.Ф.+).

Примеры редких образов: разветвление дерева («усложняющаяся схема» — М.Ф.Ориг.+), квадрат («развитие многосторонне»—. Г.С.Ориг.-), лицо в очках («умственно развитые люди носят очки» — Ат.Ф.Ориг.-).

Образы «хорошей формы» охватыват 78% всех образов. В шести протоколах отказы от выбора образа.

9. РАЗЛУКА.

Стандартные образы на данное понятие отсутствуют.

Повторяющиеся образы: прощающиеся люди (К.Ф.+), изображение транспортных средств (Ат./К/Ф/ИнД./ +), дорога (М.-Ат.Ф. + ), преграда — река, пропасть (М.Ф.+), разделяющая черта (Г.С.Ф.+), стрелки, направленные в разные стороны (ГС.Ф. + ), письма («в разлуке поддерживают письма» — К.Инд.Кс. + ), корабли, расходящиеся в разные стороны (М.Ф. +).

Примеры редких образов: разведенный мост (М.Ф.Ориг.+ ), развязанный узел (М.Ф.Ориг.+), дом («тяжело вдали от дома» — К.Инд.Ориг.), платок («платком вытираю слезы» К. Инд.-Кс.Ориг.-), календарь («сколько еще осталось ждать?» — К.Инд.С.Ориг.-).

Образы «хорошей формы» охватывают 89% всех образов. В четырех протоколах отказы от выбора образа.

10. ОБМАН.

Стандартные образы на данное понятие отсутствуют.

Повторяющиеся образы: лисица (М.Ф.+), карты (Ат.Ф.+), деньги (Ат.Ф.+), «комбинация из трех пальцев» (М.Ф.-f), четыре кулака (М.Ф. + ), влюбленный под часами (К.Ф. +J, беременная женщина (К.Ф./Инд./+), женщина и уходящий мужчина (К-Ф./Инд./ +), человек с разведенными руками (К.Ф.+), лицо с печальной мимикой (Ат.-К.Ф.+), знак зачеркивания (Г.С.Ф.+), зачеркнутые деньги (К.Ф.+), темное пятно (Г.С.Ф.+).

Примеры редких образов: двуликий Янус (М.Ф.Ориг.+ ), палец с круговой стрелкой («обвести вокруг пальца» — М.Ф. Ориг. +), сжатый кулак — («за обман бьют» — К.Ф.Ориг.-), сцена суда («обманщика судят» — К.Ф.Ориг.-), кинжал («за обман — смерть» — К.Ф.Ориг.-), многочисленные развернутые изображения конкретного обмана типа «мальчик ищет собаку, взрослый посылает его не в ту сторону» (К.Ф.Ориг).

Образы «хорошей формы» охватывают 71% всех образов. Отказы в 18 протоколах.

11. ПОБЕДА.

Стандартные образы: флаг (Ат.Ф.+), салют (Ат.Ф.+).

Повторяющиеся образы: памятник (Ат.Ф.+), звезда Героя (Ат.Ф. +), спортивный пьедестал почета (Ат.Ф. +), кубок (Ат.Ф. +), победитель и поверженный (К.Ф.+), судья поднимает руку боксеру на ринге (К-Ф. +), радующийся человек (К.Ф.+), автомобиль «Победа», «ассоциация по созвучию» — «особый феномен».

Примеры редких образов: цветы («победителю дарят цветы» — Ат.Ф.Ориг.-), голубь— («после победы наступает мир» — М.Ф. Ориг.-), триумфальная арка (М.Ф.Ориг.+), лавровый венок (М.Ат. Ориг.+).

Образы «хорошей формы» охватывают 87% всех образов. Отказов нет.

12. ПОДВИГ.

Стандартный образ — подвиг Александра Матросова (К.Ф.+ Ст.).

Повторяющиеся образы: ордена, медали (Ат.Ф. + ), памятник-обелиск (Ат.Ф. + ), награжденный солдат (К.Ф. + ), подвиг Гастелло (К.Ф. + ), солдат, идущий навстречу танку (К.Ф. + ), сцены спасения утопающего или на пожаре (К.Ф. + ), космическая ракета (К.Ф. + ).

Примеры редких образов: горящее сердце (М.Ф.Ориг. +), изображение Икара (М.Ф.Ориг.+ ), человек с большими мускулами («подвиг может совершить сильный») —Ат.Ф.Ориг.-), квадрат и четыре математических символа бесконечности («подвиг это что-то бесконечно огромное» — Г.С.Ф. Ориг.-).

Образы «хорошей формы» составляют 86% всех ответов. Отказов нет.

13. ВРАЖДА.

Стандартные образы на данное понятие отсутствуют.

«Повторяющиеся образы»: мечи, направленные друг на друга, либо скрещенные (М.-Ат.Ф.+), преграда между людьми (забор, река, пропасть) — (М.Ат.Ф.+), кошка и собака (М.Ф. + ), кошка и мышь (М.ф.+), нож, пистолет, автомат (А.Ф. + ), кулак (Ат. К.Ф. +), дерущиеся или сражающиеся люди (К.Ф. +), мимика, выражающая злобу (Ат.К.Ф. + ).

Примеры редких образов: лежащий убитый человек (К.Ф.Ориг.-), змея (М.Ф.Ориг. + ), высунутый язык («вражда порождает сплетни»— Ат.Ф.Ориг.-), боксерские перчатки («вражда на ринге») — (Ат.Ф.Ориг.-), сапог, попирающий цветок (М.Ф.Ориг. + ), граница между СССР и КНР (К.Ф.Ориг.-), знаки « + » и «-» (Г.С.Ф. Ориг. + ), белый и черный цвет (Г.С.Ф.Ориг.-).

Образы «хорошей формы» составляют 85% всех образов. Отказы от выбора образа — в трех протоколах.

14. СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

Стандартные образы на данное понятие отсутствуют.

Повторяющиеся образы: Фемида, ее весы и меч (М.Ф.+), щит и меч (М.Ф.+), изображение суда (К.Ф. + ), тюремная решетка (К.Ф./Инд./ +), книга, часто с надписью «уголовный кодекс», «Конституция» (Ат.Ф.+), человек, делящий что-либо пополам (К.Ф. + ), предмет (хлеб, яблоко), разрезанный пополам (К.Ф. + ), ось симметрии (Г.С.Ф.+), человек заступающийся за обиженного (К.Ф./Инд. + ), знак «=» (Г.С.Ф. + ).

Примеры редких образов: пограничный столб («границы устанавливают справедливо»—К.Ф.Ориг.-), рука, указывающая на окурок («справедливое замечание неряхе» — К.Ф.Ориг.-), осколки («справедливость это хрупкое понятие» — М.Ф.Ориг.-), квадрат («справедливость это равенство, а в квадрате равны и стороны и углы» — Г.С.Ф.Ориг.-).

Образы «хорошей формы» охватывают 76% всех образов. Отказы в двух протоколах.

15. СОМНЕНИЕ.

Стандартные образы на данное понятие отсутствуют.

Повторяющиеся образы: знак «?» и «?!» (Г.С.Ф. +), лица с мимикой сомнения (поднятые брови) —Ат.Ф.+), кинестетическое выражение сомнения — палец, приставленный ко лбу, пожимание плечами (Ат.К.Ф./Инд.-Кн/ +), ромашка («любит — не любит» — М.Ф. + ), развилка .дорог (М.К.Ф. + ), неопределенная фигура («сомнение — неопределенность» — Г.С.Ф. + ).

примеры редких образов: математический символ неопределенности (Г.С.Ф.Ориг. -{-), самолет (сомневаюсь, полетит ли юн» — К.Уф.Ф.Ориг.-), телефон («это символ ожидания, которое не кончается» — М.Инд.Ориг.-).

Образы «хорошей формы» охватывают 75% общего числа образов. «Локальные отказы»— в восьми протоколах.

16. ДРУЖБА.

Стандартные образы: рукопожатие, люди, взявшиеся за руки (М./к/Ф. + Ст.).

Повторяющиеся образы: олимпийские кольца (М.Ф.+), голубь (М.Ф. + ), фестивальный значок (М.Ф. + ), горы («друга узнают в горах» — К.Инд./Ф./+), электропила «Дружба» (ассоциация по созвучию — «особый феномен».).

Примеры редких образов: стол («друзья собираются за столом»— Ат.Ф.Ориг.-), лампочка и выключатель («дружба это взаимодействие» — М.Ф.Ориг.-).

Образы «хорошей формы охватывают 88% всех выборов. Отказов нет.


Приложение № 2


НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ ПО ОСНОВНЫМ

КОЛИЧЕСТВЕННЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ «ПИКТОГРАММЫ»

В приводимой ниже таблице содержатся обработанные методом .вариационной статистики данные исследования 400 психически здоровых испытуемых. М. —средняя, м — ошибка средней, σ — средне-квадратичное отклонение. Нормативный диапазон приведен в округленных цифрах. Показатель, находящийся в интервале М± σ, следует оценивать как близкий к среднему. Показатель, отличающийся от среднего более чем на одну «σ», но менее, чем на «2σ», расценивается как «отличающийся от среднего». Показатель, отличающийся от среднего более чем на 2σ, расценивается как значительное отклонение от нормы и требует диагностической интерпретации.

Категория образов

М±м

σ

Нормативный М-2 σ М- σ

диапазон/в М М + σ

окр. цифрах М + 2 σ

Геометр, символы Г. С.

1,2 ±0,05

0,95

0

0

1

2

3

Метафоры М.

2,54±0,09

3,38

0

0

3

6

9

Атрибутивн. образы — Ат.

6,36 ±0,06

1,19

4

5

6

8

9

Конкретные образы — К.

4,96 ±0,06

1,23

2

4

5

6

7

Персонифиц. образы

Инд. Пс.

0,97 ±0,05

1,06

0

0

1

2

3

Стимулы Инд. — С.

1,16±0,05

0,95

0

0

1

2

3

Изображ. человека (всего) — Ч+ЧД + Чд

5,17±0,08

1,73

2

3

5

7

9

Адекватные образы {%)

86,3 ±0,34

6,81

72

79

86

93

100

Стандартные образы — Ст.

4,34 ±0,06

1,22

2

3

4

6

7

Продуктивность запоминания.

4 3,52±0,07

1,42

11

12

14

15

16

 
« Пред.
© 2018 10й КАБИНЕТ
Website Security Test