Главное меню
Главная
Новости
Материалы
Справочник
 
Главная arrow Материалы arrow Изобразительные средства в психологической работе arrow Для чего психологу рисунки
Для чего психологу рисунки Печать E-mail

 

 


ДЛЯ ЧЕГО ПСИХОЛОГУ РИСУНКИ

 




В.П.Зинченко назвал рисунок живым движением. Как живое движение, рисунок в большей или меньшей степени согласован с реакцией человека на ситуацию и с выполняемой в момент его создания деятельностью (становясь, в связи с этим, предметом деятельности; при этом для художника, архитектора, топографа, психолога и других специалистов, по роду работы или образования имеющих дело с изображениями, рисунок оказывается еще и предметом профессиональной деятельности).

Формально недвижимые, следы на бумаге сохраняют столько информации о действиях автора при их возникновении, что, психологически «читая» рисунки, опытный и компетентный специалист может составить разностороннее и часто вполне определенное впечатление о некоторых существенных особенностях состояния и личностной истории создателя рисуночных работ. Романова Е.С. и Потемкина О.Ф. в книге Графические методы в психологической диагностике, (1992, с. 39) пишут: «По-видимому, нет нужды особо доказывать, что рисунок должен приковывать внимание психологов именно потому, что в этой графической форме сняты те жесткие ограничения на письменную речь (тексты), которые сформировались к настоящему времени в той или иной культуре и вылились в стандартные правила написания буквенных или иных символов».

По этой причине психологи предпочитают предлагать такие рисуночные задания, которые могут стать чувствительными к значимым отличительным характеристикам ситуации – чтобы открыть возможность их использования в качестве диагностических проб (тестов) или в качестве наглядного (очевидного) и подвижного материала психологической коррекции. Вместе с тем, и неповторимость, и определенная тенденциозность в работе над рисунком важны и ценны для психолога, поскольку они обусловлены актуальным состоянием и устойчивыми особенностями автора, его регуляторными возможностями, помогая сознательно или неосознанно соотносить происходящие события с предыдущим опытом, с освоенной культурой, с преобладающими мотивами, способами создания решений, с другими имеющимися объективными и субъективными сведениям. Изучая готовые изображения, наблюдая за движениями карандаша, руки, взгляда, за "рисунком" дыхания, поведения и т.д., влияя на ситуацию различными средствами, психолог в этой работе может становиться сопричастным движению мысли, чувств, души человека, который, как иногда кажется, лишь оперирует рисуночными заданиями.

Благодаря этим возможностям, даже в тщательно стандартизованных психологических обследованиях, в четко регламентированных тренингах психолог нередко обращается к рисункам, как тонко и открыто функционирующему вспомогательному средству психологической деятельности. Если же эта деятельность специально строится в эвристических жанрах, использование рисунков часто становится одним из ее центральных элементов.

Здесь Вашему вниманию предлагается краткий вариант обзорной статьи, посвященной проективному рисунку – важной форме психологической практики.

А.К.

 

 

 

 

 




ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК

 


Составление, переработка, редактирование: Чечеткина Е.Р.

 

 


В целом, и у нас, и в мире популярны проективные рисунки. Особо популярны рисунки в клинике. В рисунках человек выражает свои чувства, впечатления, реакции на окружающий мир, спонтанно структурирует подсознательный материал.

В проективных рисунках проявляется информация об эмоциональных, мыслительных и поведенческих особенностях человека. При интерпретации проективных рисунков нужна очень глубокая теоретическая подготовка специалиста, необходимо знание сферы бессознательного, механизмов проекции. Проекция проявляется ярко, когда человек беззащитен, испытывает чувство угрозы. Анализ рисунков — это одна из техник познания бессознательного человека.

Психологическое изучение рисунка позволяет определить:

1. Область конфликта.

2. Возможность его разрешения и существующие затруднения.

При анализе рисунков уделяют особое внимание следующим показателям:

1. Характер исполнения: стиль и манера. Стиль и манера могут варьировать у разных людей по-разному. Манера выполнения рисунка помогает узнать, как человек относится к своей жизненной ситуации, особенности отношения к различным аспектам жизни.

2. Содержание рисунка. Связано со специфическими областями психологического конфликта; так как часто эти области не осознаются, то считается, что сам процесс рисования помогает человеку в решении его жизненных ситуаций (и может быть использован как вариант осознания). Этот способ удобен, потому что человек сам видит, что он нарисовал.

Рисунок используется в качестве дополнительного средства для установления и развития контакта и, а также как часть психотерапевтической работы.

Первые рисуночные тесты касались уровня интеллекта. Позже появились тесты, используемые для изучения личностных особенностей. В США это средство психологической работы стало использоваться в тридцатых годах XX в.

Первый тест - “Нарисовать человека”, - Ф. Будинафф применил для оценки интеллекта. Ребенка просили простым карандашом нарисовать человека. В заключении об уровне интеллектуального развития учитывалась степень прорисовки фигуры и некоторые другие признаки.

Второй тест предложил Харрис: выполняя задание, ребенку требовалось выполнить три рисунка (мужчина, женщина и сам ребенок). Были разработаны специальные шкалы для оценки мужской и женской фигур.

Третьим этапом в становлении рисуночной психодиагностики оказался тест Карен Маховер (1949 г.). Обследуемого просили “нарисовать человека” и “нарисовать человека противоположного пола”.

Проективные рисунки часто использовались в клинике. Одновременно с изучением рисунков задавался ряд вопросов: предлагалось назвать образование персонажей, их цели жизни и др. В 1968 г. Использование рисунков в диагностической практике было дополнено системой оценок для выявления эмоциональных затруднений обследуемого человека.

Четвертый этап развития проективных рисунков связан с опубликованием в 1948 г. теста “Дом—Дерево—Человек” трех авторов: Маховер, Бак и Холлис. Полное выполнение теста включало три процедуры: черно-белый рисунок карандашом, фаза опроса и цветной рисунок восковыми мелками. Первоначально тест использовался для работы с детьми. Интерпретация учитывала манеру исполнения, пропорции фигур и рассказ о переживаниях по отношению к рисунку.

Пятый этап относят к 1956 г., когда в литературе описывается тест Халс “Рисунок семьи”. Работая с тестом, психологи начинают обращать внимание на сам процесс рисования. Одновременно изучается, кто и как изображен на рисунке.

Шестой этап — 1970 - 1980 гг. Бурнс, Кауфман применяют “Кинетический рисунок семьи”, когда все персонажи, изображенные на рисунке, чем-то заняты. Другой вариант этого теста предлагает обследуемому изобразить семью так, как он ее себе представляет.

Седьмой этап развития рисуночного тестирования – обращение к спонтанному рисованию. Здесь для психолога очень ценны все особенности манеры исполнения задания, по которым формируется представление о природе и функционировании личности. Этот подход к рисованию также используется как терапевтическое средство для снятия напряжения.

Подходы к интерпретации.

При интерпретации важно умелое нахождение противоречащих деталей в рисунке (важно увидеть "послание" рисунка, зашифрованное в символах). Ключ к пониманию рисунка психологом: оставаться открытым для интерпретации, нужно использовать все подходы к интерпретации, так как жесткая интерпретация сужает понимание рисунка.

Правила интерпретации:

1. Когда рисунок готов, на него следует взглянуть целиком. Это наиболее ценный взгляд. В рисунок нужно “войти” интуитивно, отследить те реакции, которые вызывает в нас данный рисунок. По тому, какое впечатление производит на Вас рисунок, можно отследить, как человек (автор рисунка) чувствует себя в этом мире.

2. Анализ деталей. Обращаем внимание на те детали, которые привлекают внимание и являются очень значимыми в рисунке: стирания, подчеркивания и др.

Рисунки здоровых людей.

Психическое здоровье часто предполагает:

1. Способность идентифицировать и воспринимать точно и адекватно свои психологические потребности.

2. Позитивное отношение к себе.

3. Отсутствие боязни выразить себя, свои мысли.

4. Точность и адекватность в своих восприятиях.

5. Самостоятельное управление своей жизнью и возможность внести изменения в ее ход.

6. Готовность конструктивно овладевать психологическим инструментарием для решения психологических конфликтов и проблем.

Некоторые качества и их проявления в рисунках:

1. Самоуважение: фигуры людей имеют все необходимые детали, сохраняются правильные пропорции по отношению к себе и к листу, фигуры основательные, в открытой позе, линии четкие, твердые.

2. Чувство безопасности и уверенности в себе: фигуры касаются пола, находятся в центральной части листа, линии рисунка четкие и ясные, фигуры находятся в движении (потенциальном или реальном), руки и ноги изображенного человека или его метафорического "заместителя" свободны - может легко перемещаться в пространстве.

3. Положительные взаимоотношения: фигуры расположены достаточно близко друг к другу, динамическая интеракция, открытые руки и кисти рук, имеются рот и уши.

4. Открытость: фигуры в открытых позах, объекты жилья имеют окна, двери — доступны для окружающих; в рисунке стабильность и организованность: картина закончена, части интегрированы, взаимно дополняют друг друга.

5. Адекватная половая идентификация: все фигуры на рисунках имеют половые различия (необходимые детали), первая фигура того же пола, что и автор рисунка, все изображения нормальной величины и хорошо соотносятся с целостной картиной.

Рисунки детей.

1. Дети двухлетнего возраста: каракули, движения нескоординированы, случайны. Ребенок радуется тому, что оставляет след. Здесь обычно важно, какой цвет выбирает ребенок при создании изображения.

2. Дети трех лет: круги, петли, арки, линии. Пытается в знакомых формах найти похожее.

3. Дети четырех лет: петли, кружки. Ориентация на листе слева - направо (в культурах "европейского" типа), в горизонтальной плоскости.

4. Дети пяти лет: комбинируют и создают объекты, могут рисовать перекресты.

5. Дети шести лет: способность к интегрированному рисунку. Контроль над своими движениями. Изображения могут строиться в разных плоскостях, ребенок ставит точки.

6. Дети 7-8 лет: хорошо предвидят соотношения элементов для изображения движения.

7. Дети в возрасте старше 8 лет: могут делать хорошую картинку, включающую как основные объекты изображения, так и окружающую их обстановку.

Общее руководство к интерпретации рисунков: манера и характер рисунков.

КАЧЕСТВО ЛИНИЙ:

НАЖИМ

1. Ровный, умеренный по силе. Гибкая личность, уравновешенность, склонность обдумывать свои действия.

2. Необычайно сильный, оставляет следы на обратной стороне листа. Большое напряжение, высокий энергетический уровень, проявления напористости, воли, тенденция к преодолению сопротивления.

3. Очень легкий, слабый, поверхностный, отрывистый. Нерешительность, робость, беззащитность, дефицит самоуважения. У детей: сдержанность, ограниченность в личностных проявлениях.

РАЗМЕР

1. В соответствии с размером листа - необычайно большие рисунки. Агрессивность, экспансивность, стремление к самораспространению, выплескивающийся вовне потенциал (с чувством приниженности, неадекватности, - излишне увеличенный размер может возникать здесь как компенсация).

2. Маленькие рисунки. Чувство приниженности, робости, беззащитности, неэффективности в проявлениях и реализации самого себя. Авторы таких рисунков часто стесняются в проявлении своих чувств. Возможно депрессивное состояние (ситуативно).

РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ

1. Центральное положение. Нормальная личность, чувствует себя безопасно, вполне благополучно.

2. Правая часть листа. Тенденция к интеллектуализированию. Рационализация. Возможно, человек руководствуется в поведении принципом “ здесь и теперь”.

3. Левая часть листа. Импульсивное поведение, стремление к немедленному удовлетворению своих потребностей. Фиксированность на прошлом. Переживание окончания определенного жизненного этапа.

4. Верхняя часть листа. Высокий уровень стремлений, активная ментальность, чрезвычайный оптимизм, который часто не оправдан. У детей - высокий уровень достижений и энергии.

5. Внизу листа. Чувство незащищенности, низкая самооценка, депрессивная тенденция (пораженческие аттитьюды). Использование нижнего угла - потребность в поддержке.

УПОРЯДОЧЕННОСТЬ РИСУНКОВ

1. Целостные картинки. Люди с хорошей психической организацией.

2. Не связанные фигуры или связи минимальны. Проявление депрессивного состояния или сниженных интеллектуальных возможностей.

3. Беспорядочная манера. Непривычно, нестандартно, необычно. Серьезные психические расстройства. Возможны шизофрения, психозы различного происхождения.

4. В некоторых случаях упорядочивая рисунки, люди чертят клеточки, нумеруют элементы. Испытывают затруднения в отношениях контроля и управления собственной жизнью. Склонны полагаться на внешние руководства, ориентироваться на авторитеты. Стремление ограничить; иначе возникает беспокойство и невозможность реализации своего потенциала. Ригидность, педантичность в отношениях с окружающим миром. Дефицит внутреннего контроля.

5. “Закапсулирован” только один из элементов рисунка. Желание испытуемого удалить конфликтную часть из своей жизни.

СИММЕТРИЯ В РИСУНКЕ

1. Излишняя симметрия, создающая ощущение застоя, ригидности. Подавление спонтанных импульсов и эмоций. Излишняя рационализация, интеллектуализация. Наличие навязчивостей, обсессивно-компульсивные состояния. Эмоционально холодные, дистанцированные люди, испытывающие большое внутреннее напряжение и стремящиеся выглядеть образцово.

2. Выраженная асимметрия. Человек испытывает чувство незащищенности, дисбаланса, обладает слабым контролем, гиперактивен. Чрезмерная спонтанность.

СТИРАНИЕ НАРИСОВАННОГО

1. С целью улучшить рисунок. Гибкость, стремление к порядку, потребность в достижениях.

2. В рисунках детей. Стирания встречаются редко. Обычно стирание в таких случаях связано с неуверенностью, нерешительностью, беспокойством, неудовлетворенностью собой.

3. Стираний слишком много. Навязчивости.

4. Затертые места в рисунке. Указывают на то, что привлекает повышенное внимание испытуемого. За ними скрывается область, которая является значимой, конфликтной.

ДЕТАЛИ РИСУНКА

1. Недостаток деталей. Психосоматические проблемы. Депрессивное состояние (тенденция ухода от действительности).

2. Чрезмерная детализация. Ригидность, чувство беспокойства, навязчивость.

3. Хаос, беспорядочность. Очень эмоциональные и творческие люди. Однако также возможно проявление психотического состояния.

ПРОЗРАЧНОСТЬ РИСУНКА

1. Рисунок как рентген, стекло. Соматические расстройства. Возможна шизофрения, маниакальное состояние.

2. Прозрачная одежда человека. Эксгибиционистские наклонности (или вуайеризм). Проблемы сексуальной идентичности (уточняется по конкретным деталям рисунка). В детских рисунках очень часто одежда как бы "прозрачна".

ИСКАЖЕНИЯ И ПРОПУСК ДЕТАЛЕЙ

1. Много искажений, хаос, нагромождения. Психотическое состояние. Нарушение представления человека о реальности.

2. Отсутствие деталей в хорошем, интегрированном рисунке. Отсутствие деталей там, где обычно их изображают спонтанно и без значимых затруднений, может указывать на область конфликта, исчезновение таких деталей является следствием вытеснения (как защитного механизма).

ЭКСПОЗИЦИЯ РИСУНКА

1. Рисунок нарисован так, как будто мы (автор и наблюдатель) находимся снизу. Чувство отвержения, несчастливости, приниженности. Тенденция ухода от реальности, желание оградить свои контакты с людьми.

2. Противоположный вариант - как бы сверху. Чувство превосходства (как возможная компенсация скрытых чувств неадекватности и внутренних конфликтов).

3. Очень удаленные и дистанцированные рисунки. Недоступность, стремление к уходу от ситуации.

4. Близкая проекция. Чувство теплоты в контактах и психологическая доступность.

ШТРИХОВКИ И ТЕНИ

1. Заштрихованная область. Указывает на аспект в жизни автора, который несет конфликт и тревогу.

2. Заштрихован весь рисунок. Свободноплавающее беспокойство, не связанное с конкретной областью.

3. Тень от чего-либо на почве. Возможна проекция «темных» мыслей либо страхов.

ЛИНИИ ОСНОВАНИЯ В РИСУНКЕ.

1. Прорисовка. Чувство нестабильности, попытка достичь ее с помощью рисования.

2. Толщина и интенсивность. Нарастающая тяжесть расстройства, (бывает чаще всего под деревьями).

АКЦЕНТИРОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ

Подчеркивания, стирания и т.д. говорят о наличии психологического конфликта, беспокойства.

Инструкция к тестовым заданиям проективной рисуночной диагностики:

На отдельных листах бумаги последовательно выполните перечисленные ниже рисунки.

Для рисования можно использовать любые карандаши и ластик, если требуется.

1. “Нарисуй дом”.

2. “Нарисуй дерево”.

3. “Нарисуй человека”.

4. “Нарисуй дом, дерево, человека”.

5. “Нарисуй человека противоположного пола”.

6. “Нарисуй человека под дождем”.

7. “Нарисуй свою семью”.

8. “Нарисуй семью родителей”.

9. “Нарисуй семью в образах животных”.

10.”Нарисуй свою семью, где все заняты каким-либо делом”.

11.”Нарисуй несуществующее животное”.

12.”Нарисуй, в кого бы тебя заколдовали”.

ДЕРЕВО

Используется как: — самостоятельный тест, а также в тесте “Дом - Дерево - Человек”.

Обследуемому предлагается вертикально ориентированный лист белой бумаги и говорится: “Нарисуй дерево”.

По ходу рисования фиксируются все спонтанные высказывания.

В тесте отражается:

1. Аспекты индивидуальности человека.

2. Переживания по отношению к окружающему миру.

3. Характер взаимодействия человека с реальностью.

4. Глубокие, бессознательные чувства к самому себе.

5. Степень психологической зрелости.

6. Позиция аттитьюдов.

7. Характер взаимоотношений человека с родителями (“Дом - Дерево - Человек”).

8. Особенности психосексуального развития.

9. Физическое и соматическое здоровье человека.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ:

1. Общее впечатление от рисунка — какие чувства передает испытуемый этим рисунком.

2. Размер, форма, расположение на листе.

3. Переходы к деталям.

ДОМ

Данный рисунок используется как самостоятельный и в рисунке “дом-дерево-человек”.

1. Символ самого человека (даже если он говорит, что рисовал реальный дом).

2. Символическое выражение чувств к матери.

3. В целом - характер взаимоотношений человека с семьей.

4. В целом - степень эмоционального комфорта в межличностном окружении.

Стандартный лист белой бумаги ( горизонтально); мягкий карандаш и цветные карандаши.

Обычно испытуемому просто предлагают нарисовать дом.

Варианты инструкции:

- дом, каким он является теперь;

- дом, который хотелось бы видеть;

- неудовлетворительный дом в прошлом;

- удовлетворяющий дом из прошлого;

- напрямую просят нарисовать то место, где он живет.

НАБЛЮДАЕМ: За ходом рисования (последовательность в работе над рисунком, стирания, возвращения).

ЧЕЛОВЕК

"Человек под дождем", просто "Человек", "Человек противоположного пола".

В ЦЕЛОМ, ОТРАЖАЕТ:

1. Представление человека о самом себе.

2. Идеальный образ субъекта (каким бы он хотел себя видеть).

3. Чувства, которые человек испытывает к самому себе.

4. Особенности межперсональных отношений с окружением.

5. Представление о своей половой роли.

6. Специфические опасения и страхи.

Дается белый лист бумаги (вертикально ориентированный) и инструкция: нарисовать человека (нарисовать себя; нарисовать человека противоположного пола).

Себя — отражает чувства, которые испытывает к себе; противоположный пол, семья — отражает то, как воспринимает этих людей.

НАБЛЮДАЕМ: За процессом рисования (обычно начинают с головы); отмечаем возвраты, повторы, стирания, отсутствие обычных для такого рисунка деталей.

ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ

Применяется для проективного отображения силы Эго, способности преодолевать неблагоприятные ситуации и противостоять им, использовать личностные резервы, защиты.

Наиболее продуктивно анализировать, сопоставляя с рисунком “человека” (в частности, отмечая реакции на стрессовые ситуации).

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ:

На трансформации или изменения экспозиции (например, изображен уходящий человек), смещения вправо-влево, вверх-вниз, поворот фигуры в профиль и спиной, изменение размеров фигуры, пола, возраста, пропуск или появление существенных деталей, различия в степени их прорисовки, появление стремления структурировать ситуацию и т.д.

ОБСУЖДАЕМ, как ощущает себя изображенный человек, какие испытывает чувства, каковы его впечатления от происходящего, чем он занят, что предпринимает, хотел бы или мог бы предпринять в этих условиях.

СЕМЬЯ

Используется для исследования семейной ситуации; чувств, которые испытывает человек по отношению к своей семье.

В рисунке семьи человек выражает свои чувства и отношения на символическом уровне.

Данный рисунок чаще используется в работе с детьми.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ:

На отношение к семье в целом, к отдельным членам семьи, отношение к самому себе.

Ощущение места, которое в семье занимает данный ребенок.

В ходе рисования обращаем внимание на:

последовательность появления изображений;

спонтанные высказывания;

паузы длительностью более 15 мин.;

стирание деталей;

эмоциональные реакции.

ОБСУЖДАЕМ:

Кто тут нарисован?

Где они находятся?

Что делают?

Кто это дело придумал?

Им весело или скучно? Почему?

Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

Учитываем степень соответствия семьи нарисованной и семьи реальной.

Подобным образом строится работа и с рисунками по другим перечисленным темам.

КРЕАТИВНЫЕ РИСУНКИ

В диагностической и коррекционной работе психолог также может предложить передать в рисунке актуальное для решения задачи состояние (например, сделать рисунок на тему "Мое самочувствие"), значимые переживания ("Мой страх", "Мои надежды" и другие), собственные действия ("Я ухожу от решений", "Я осуществляю свои желания"), представления о себе ("Автопортрет", "Карта жизни") или о субличностях (скажем, "Мой внутренний критик", "Я - любитель..."), о впечатлениях окружающих ("Каким меня видят другие") или об отношениях с ними ("Что меня раздражает", "Моя любовь к..." и проч.), свои идеалы, принципы и сценарные основания стратегии жизни ("Мой герб", "Самое раннее воспоминание", "Моя любимая сказка") и т.д. В зависимости от текущих и перспективных целей сделанный рисунок может быть оставлен для психологического изучения или использован как материал обсуждения и даже терапевтической переработки.


За более подробным изложением темы можно обратиться к составителю: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 
« Пред.
© 2018 10й КАБИНЕТ
Website Security Test