Главное меню
Главная
Новости
Материалы
Справочник
 
Главная arrow Материалы arrow Милтон Эриксон arrow Из жизни метамоделей
Из жизни метамоделей Печать E-mail

 

 

 

ИЗ ЖИЗНИ МЕТАМОДЕЛЕЙ

 

 

(из обсуждении на интернет-форуме)

 

 

 

__________________________________________

 

Метамодель

 

В этой теме я хотел бы подробно остановиться на тех вещах, которые случаются при передаче информации посредством речи.

 

Человеку свойственно обобщать, искажать, терять информацию при изложении своих мыслей. Это нормально, ибо в противном случае речь была бы весьма громоздкой.

 

Например, сказав: "Мы идем в кино" - я опустил информацию о том, кто именно идет, когда, куда и на какое кино, как идет - пешком или это такой просто оборот речи, а едем на машине. Может, вообще эта фраза - условный код (типа, к теткам едем телевизор смотреть со всеми последующими вытекающими) и к кино не имеет отношения в принципе. При непосредственном общении - я еще при этом передам информацию - нравится ли мне этот поход в кино, честно ли мы идем в кино, либо я шучу, например, ну и прочее невербальное.

 

На невербальном останавливаться здесь не будем.

 

А что касается словесности - часто бывает, что человек совершенно не понимает, что его словесное сообщение может быть воспринято совершенно не так, как он рассчитывал. И искренне недоумевает, ПОЧЕМУ?? А понятно почему. Слишком много опустил информации и собеседник ее додумывать вынужден.

 

Кстати, собеседник то тоже искренне уверен, что додумал все правильно.

А на самом деле? Фига!

 

Все вот эти казусы понимания - могут быть случайными и спровоцированными. Тут есть аналогия с Софизмом и Паралогизмом из Фомальной логики.

 

Соответственно, если некто сознательно использует софизмы да еще и метамоделью это приправляет - то получается термоядерная смесь, способная довести собеседника до шизофрении.

 

Ну и что с этим делать? Понять и использовать, естественно!

 

Продолжение следует.

 

 

__________________________________________

 

 

Мета-издевательство.

цитата:

 

Привет!

Сабж, собственно.

Писано довольно давно (кстати, именно как дополнение к руководству по борьбе с сетевыми вампирами), но вновь излагается по просьбам некоторых товарищей.

Пользуйтесь!

 

Итак, что такое метамоделирование?

Это, грубо говоря, специфический способ определения ограничений модели того, как человек воспринимает, обрабатывает и выдает информацию об окружающем мире с помощью анализа семантических неправильностей его речи. При этом идея заключается в том, что с помощью анализа поверхностной структуры речи человека можно определить глубинную структуру его восприятия мира, потому что если в речи содержатся какие-то ошибки, исключения или ограничения, то весьма вероятно, что они же будут определять и структуру ограничений самой личности.

Это теория.

А практика такова - с помощью метамодельных вопросов очень легко довести человека до белого каления. Это настолько просто, что, к сожалению, в большинстве случаев подменяет цель метамоделирования, превращая его в мета-издевательство.

Многие спрашивают, как бороться?

Объясняю.

Во-первых, следует четко отлавливать моменты, когда метаиздевательство началось. Это всегда заметно по характерным вопросам "как ты об этом узнал?", "почему ты так считаешь?", "все ли?", "всегда ли?", "как ты определяешь?" и так далее. То есть у вас создается ощущение того, что задающий эти вопросы - полный дурак, не понимающий самых простых и очевидных вещей.

Во-вторых, полезно обратить внимание на цель спрашивающего. Чего он, собственно, добивается-то, спрашивая вас об этом об всем? Если он называет целью что-то типа "дать тебе возможность взглянуть на себя по-новому", то имеет смысл задуматься - а просили ли вы его об этом?

В-третьих, и в-главных, важно то, какие мысли, чувства, ощущения, эмоции этот процесс вызывает у вас. Дело в том, что главным отличием метаиздевательства от метамоделирования является полное отсутствие сознательной подстройки и какого-либо раппорта.

Метамоделирование без подстройки - это и есть метаиздевательство.

Итак, до вас дободался какой-нибудь свежеиспеченный нлперец, процесс пошел и начал уже вас здорово раздражать.

Что делать?

Лучше всего, конечно, просто не обращать внимания, но, к сожалению, не всегда это возможно или просто не хочется, что тоже, конечно, весьма уважаемая причина. В этом случае следует обратить против него те же самые нлпишные средства, с помощью которых он вас и достает.

В нлп есть такое понятие - "базовые пресуппозиции", то есть набор исходных аксиом, на которых все и строится.

Их и будем использовать.

Прежде всего стоит запомнить, что "не бывает плохих клиентов - бывают плохие терапевты". Это замечательным образом освобождает вас от любых усилий по установлению взаимопонимания, перекладывая всю ответственность за успех комуникации на моделирующего. Поэтому вы можете и не отвечать на эти вопросы, объяснять очевидное и вообще всячески разжевывать. В самом деле, зачем облегчать нлперцу его работу? Если он чего не понимает (или вид такой делает) - просто повторите еще раз то, что говорили ранее. Пусть думает, ему полезно. Помните, что вы не должны ни понимать его, ни помогать ему, ни вообще как-либо напрягаться, а вот он - должен. Если он, конечно, нлперец, а не дурак. В последнем случае сообщите ему об этом выводе и откланяйтесь.

Далее, "любoe пoвeдeниe имeeт пoлoжитeльнoe пpeднaзнaчeниe". Если вы в этом сомневаетесь, то прямо поинтересуйтесь у нлперца - "зачем ты меня об этом спрашиваешь?", "чего хорошего ты хочешь добиться этим?", "чем тебе поможет мой ответ?" и так далее. Можно узнать немало интересного! Вообще не стесняйтесь отвечать вопросом на вопрос и побольше спрашивайте сами.

Еще одна важная мысль - "окружающий нас мир - cфepa дpyжecтвeннaя, полная ресурсов". Поскольку нлперец так же является частью вселенной, то и он должен быть для вас полным ресурсов другом, просто обязан. Скажите ему об этом, попросите вместо задавания дурацких вопросов помочь какими-либо ресурсами, например предложите ему прислать вам некоторую сумму в баксах для решения вашей личностной проблемы. Результаты будут самые удовлетворительные! При этом обратите внимание на то, что вы ему ресурсным другом быть не обязаны, потому что это его игра, и его правила.

Также полезно знать, что "кaждый из нac в любoй мoмeнт вpeмeни oблaдaeт вceми pecypcaми, нeoбxoдимыми для дocтижeния cвoиx цeлeй". Не упускайте случая напомнить назойливому нлперцу об этом. "Ты что, сам не понимаешь?" "Неужели ты настолько бестолков, что не можешь понять такой простой вещи?" и так далее. То есть если он не дурак, то поймет и сам, потому что oблaдaeт вceми нeoбxoдимыми для этого pecypcaми. Если не понимает - значит, дурак, с чем его и поздравьте.

"Kapтa - нe paвнa тeppитopии". Это довольно сложная для пояснения мысль, в буквальном смысле имеющая очень полезное практическое значение - чтобы наседающий на вас нлперец не думал о вас, вашем мнении и ваших словах - все это фигня, и любые его слова - не более чем его личные глюки. В таком вот разрезе...

Далее, "любoe пoвeдeниe человека всегда являeтcя нaилyчшим выбopoм из имeющиxcя". Спросите самоуверенного нлперца, неужели его вопросы - это наилучший выбор из того, что он может предложить? После чего попросите его огласить весь список и укажите на более устраивающие вас варианты.

"He бывaeт нeyдaч - cyщecтвyeт тoлькo oбpaтнaя cвязь". То есть если он вас окончательно достанет и вы просто-напросто пошлете его в пешую прогулку по всем известному адресу - значит именно этого он и добивался. Выдайте нлперцу столь желаемую им обратную связь, не стесняйтесь. Подробно объясните, что думаете о нем, о его методах, о его манерах, о сексуальной ориентации его и Бендлера с Гриндером - ему это будет очень полезно и он, вне всякого сомнения, вас поблагодарит! К этому же относится и то, что "смыcл нaшeй кoммyникaции - в тoм, чтo oнa вызывaeт". То есть если нлперец оказался посланным - следовательно именно в этом для него и был весь смысл. И весь кайф, надо понимать...

Вот, где-то так.

Думаю этого будет вполне достаточно для того, чтобы сетевые вампиры, обчитавшиеся дурных переводов американских книжек и наслушавшиеся заезжих гуру, оставили вас в покое.

Удачи!

С уважением,

Константин.

 

 

__________________________________________

 

Как говорится, сдуру можно и %у№ сломать.

 

Итак, вы излагаете своими словами некую крутящуюся у вас в голове мысль. Очевидно, вы не можете 100% точно передать ее. Вы сами решаете для себя - что важно, а что нет и подбираете слова в соответствии с собственным словарным запасом. Чем больше словарь - тем больше у вас возможностей. Людоедка Эллочка обречена служить скороваркой своих скудных мыслей. Ибо внутренний диалог использует тот же словарь.

Простейшая преобразование мысли, при ее словесной передаче - это удаление из нее кусков информации:

Он принес книгу". Кто принес? Кому принес? Какую книгу?

Эта фраза имеет смысл в том случае, если собеседник однозначно в курсе опущенных деталей. Если в библиотеке обсуждают нерадивого читателя, задерживающего уже не первую неделю Поваренную книгу - то всем все понятно. А если эту фразу скажут неосведомленному? Лажа выйдет.

Вот, Иеро пишет про метаиздевательство. Допускаю, что собеседник может обидеться на переспрашивание опущенных деталей просто потому, что, например, он уже говорил об этих деталях раньше - а вы про них упс! забыли...  Или он считает вас участником некой группы единомышленников, единые мысли которых как раз относятся к этим опущенным деталям. Тогда ваш вопрос - свидетельствует о том, что вы "не в теме". Это тоже может расстроить. Вобщем, возможны варианты.

 

 

__________________________________________

 

Номинализация - превращение действия в абстрактное понятие. Существительное. Абстрактное.

Любовь, ненависть, дружба, злоба, придурковатость,...

 

Под каждым из этих слов подразумевается некое взаимодействие кого-то/чего-то с кем-то/чем-то.

 

В речи - как-то часто забывается, что подобные взаимодействия могут у людей в голове различаться. Например, тривиально: берем Любовь и книгу "Языки любви". Из книги узнаем, что Любовь это: дарение подарков, говорение ласковых слов, уделение времени, ... (кстати, дарение, говорение и уделение - это тоже номинализации.  Мрак!)

 

Выяснение того, что же такое за взаимодействие может скрываться под номинализацией - дает понимание ( и снова номинализация, здравствуйте!) поступков ( блин! опять!) человека. Какова может быть польза этого выяснения? А вот, например, почитайте книгу "Пять языков любви" и узнаете.

 

Собственно, можно написать отдельную книжку для каждой номинализации. Пять языков духовности, Пять языков святости, например.

 

 

__________________________________________

 

Номинализации - нормальное явление для работы нашей психики, вернее сознательной её части. Сознанию проще принимать в работу чрезмерно упрощённые конструкции, чем оперировать размытыми для него констекстами переживательного опыта.

 

А управляя номинализациями можно управлять отношением человека к определённым событиям в жизни и структурировать его поведение.

 

В результате сознательной установки на какую-либо ниминализацию, бессознательное выделяет под её обслужитвание что-либо конкретное, исходя их прежнего опыта и внешнего контекста, пользуясь собственной абстрактностью самой номинализации. В результате общая поведенческая эффективность индивида остаётся весьма высокой. Именно это обусловило эволюционное выживание данного принципа.

 

 

__________________________________________

 

Цитата: Номинализации - нормальное явление для работы нашей психики, вернее сознательной её части.

 

Да.

 

Цитата: чем оперировать размытыми для него констекстами переживательного опыта.

 

Номинализация - и есть размывание. Опыт - конкретен и он у каждого свой. Номинализация - символ, указывающий на этот опыт. Сложности возникают, когда люди убеждены что этот опыт - одинаков у всех. Или не задумываются о том, что он может быть разным.

 

Цитата: А управляя номинализациями можно управлять отношением человека к определённым событиям в жизни и структурировать его поведение.

 

Что ты имеешь в виду под управлением номинализациями?

 

Цитата: В результате сознательной установки на какую-либо ниминализацию, бессознательное выделяет под её обслужитвание что-либо конкретное, исходя их прежнего опыта и внешнего контекста, пользуясь собственной абстрактностью самой номинализации.

 

Не понимаю, что значит "сознательная установка на номинализацию", и "выделение чего-либо конкретного".

 

 

__________________________________________

 

Цитата: Номинализация - и есть размывание.

 

Не совсем размывание - называние.То есть присвоение чему-либо большому и неописуемому в двух-трёх словах конкретного названия.

 

Цитата: Опыт - конкретен и он у каждого свой.

Согласен. Однако то же хочу заметить, что люди свой опыт редко помнят целиком.

 

Цитата: Сложности возникают, когда люди убеждены что этот опыт - одинаков у всех. Или не задумываются о том, что он может быть разным.

 

Вот - это именно самый большой минус, при использовании номинализаций в коммуникации - отсутствие контекстного уточнения. Каждый думает исходя из своего опыта и это стоит знать.

 

Цитата: Что ты имеешь в виду под управлением номинализациями?

 

Рефрейминг. Вспомни про "собственность"  

 

Цитата: Не понимаю, что значит "сознательная установка на номинализацию", и "выделение чего-либо конкретного".

 

"Сознательная установка" возникает, когда индивид осознанно решает - сейчас я буду (хочу) делать "это" (понятие-номинализация). Он принимает решение, как вектор, направление своего действия. Потом он может переключиться на что-либо другое, а его бессознательное, выполняя ранее поставленную задачу, выделит чувственно-эмоциональный контекст для каких-либо конкретных действий, совершив которые, индивид сознанием поймёт, что он сделал то действие, которое было им задано ранее через номинализацию.

 

 

__________________________________________

 

Цитата: Не совсем размывание - называние.То есть присвоение чему-либо большому и неописуемому в двух-трёх словах конкретного названия.

 

Размывание - в смысле отбрасывания деталей, обобщение.

Кстати, описать-то номинализацию можно. Просто на это потребуется время и желание. Вот, например, я попробовал описать «духовность»

 

Цитата: люди свой опыт редко помнят целиком.

 

Согласен в трактовке "не могут описать словами свой опыт целиком".

 

Цитата: Рефрейминг. Вспомни про "собственность"

 

Именно про это я и думал - просто хотел уточнить.

 

Цитата: "Сознательная установка" возникает, когда индивид осознанно решает - сейчас я буду (хочу) делать "это" (понятие-номинализация).

 

Т.е., если я правильно понял, он задает себе цель, рассчитывая на то, что конкретные действия по достижению этой цели совершатся на автомате (подсознательно) по аналогии с тем, что он уже делал когда-то.

"Хочу получить веселье!" И в неожиданный момент рука сама хватает за задницу близпроходящую школьницу. И веселье - начинается. Особенно, если в контексте школьницы присутствует ее мамаша или папаша.  

 

 

__________________________________________

 

Цитата: Согласен в трактовке "не могут описать словами свой опыт целиком".

 

Увы, тут большее. Наша память архивируется с потерями, как MP3, и кое-что может теряться, восстанавливаясь потом процессингом.

 

Цитата: Т.е., если я правильно понял, он задает себе цель, рассчитывая на то, что конкретные действия по достижению этой цели совершатся на автомате (подсознательно) по аналогии с тем, что он уже делал когда-то.

 

Да.

 

Цитата: "Хочу получить веселье!" И в неожиданный момент рука сама хватает за задницу близпроходящую школьницу. И веселье - начинается...

 

Так часто по жизни и бывает, увы...

 

 

__________________________________________

 

Цитата: восстанавливаясь потом процессингом

 

MP3 не восстанавливается процессингом. Потеря качества - необратима.

 

 

 

Источник: http://project.megarulez.ru/forums/forumdisplay.php?f=5

 
« Пред.   След. »
© 2018 10й КАБИНЕТ
Website Security Test