Главное меню
Главная
Новости
Материалы
Справочник
 
Главная arrow Материалы arrow Психодиагностическое изучение мышления arrow Пример влияния социокультурных ценностей на организацию мышления в решении задач
Пример влияния социокультурных ценностей на организацию мышления в решении задач Печать E-mail

 

Примеров влияния социокультурных ценностей на организацию мышления в решении задач может быть очень много. Приводимый ниже фрагмент интересен наглядностью различий формально близких субкультур школьного и высшего образования конца двадцатого века в Соединенных штатах Америки.

 

 

АМЕРИКА УЧИТСЯ СЧИТАТЬ:

инновации в школьной математике США

Чошанов М.А.

 

Согласно данным Третьего международного исследования по научно-математическому образованию (TIMSS – Third International Mathematics and Science Study, 1996), американские школьники по уровню математической подготовки находятся в конце второй десятки стран-участниц международных обследований академических достижений. Интересен не сам факт (о том, что американцы слабы в математике, да и не только в математике, знают многие), а причины. Имея самые передовые в мире образовательные технологии, первоклассно оборудованные школы, солидную финансовую поддержку государства и бизнеса, тем не менее американские школьники "плетутся в хвосте" международной математической табели о рангах. Почему?

В 1990 году бывший президент США Дж. Буш в стратегической образовательной программе "Америка 2000" уверенно заявил:

"Школьники США к 2000 году будут первыми в мире по достижениям в науках и математике"

Увы, год 2000 уже на дворе, а американские школьники по математике не только не первые, но даже не входят в первую десятку лидирующих стран, коими являются южноазиатские и европейские школьники из Японии, Кореи, Нидерландов, Швейцарии и т.д. Да и российские школьники "не лыком шиты" в математике: они занимают ведущие позиции в "номинации" –решение задач повышенной сложности.

Я начал изучать математическое образование в США с 1990, именно с того года, когда была принята программа "Америка 2000" и сформулирована глобальная цель. Кстати, надо признать эту слабость американцев: они любят глобализм, хотят во всем быть первыми. Но не всегда это им удается.

В 1994-95 годах, будучи участником программы Фулбрайта в США, я провел сравнительный анализ состояния математического образования в США и России. Приведу в качестве примера один из фрагментов данного анализа, иллюстрирующий разницу между уровнем математической подготовки российских и американских школьников.

Участники эксперимента: школьники начальных классов США и России.
Экспериментальная задача: "Пастух с 5 собаками охраняет стадо, в котором пасется 125 овец. Сколько лет пастуху?

Результаты эксперимента: 70% российских школьников сразу же заподозрили, что в этой задаче "что-то не то", "чего-то не хватает". В результате, они сделали вывод, что в данной задаче недостаточно информации и сформулировали ответ: "задача не имеет решения". В то время, как 75% американских школьников (см.: Merseth K. How old is the shepherd? An essay about mathematics education// Phi Delta Kappan, March 1993. – Pp. 548-554) пытались найти численное решение данной задачи. Несколько попыток решения этой задачи американскими школьниками с сопровождающими эти попытки комментариями приведены ниже:

125+5=130 …слишком старый пастух…
125-5=120 …по-прежнему очень стар…
125:5=25 …теперь о’кей.
Ответ: пастуху 25 лет.

 

Причина такой разницы в результатах эксперимента может показаться банальной: американских школьников попросту не учат правильно решать задачи. Для них главное побыстрее угадать ответ или найти хотя бы какое-то решение. Не удивительно, что последние 10-15 лет в школьной математике США проходят под лозунгом "Решение задач как основная цель обучения математике", чтобы привлечь внимание американских учителей к этой проблеме и как-то выправить создавшееся положение. Напротив, российского малыша с первого же класса наши российские учителя учат тому, как надо оформлять решение: прежде, чем выполнить действие в задаче, надо сформулировать к нему вопрос. Кроме того, россиянин, в отличие от американца, обучен проверять каждое действие в решении задачи и знает, что если сложить количество овец и собак, то в результате никак не получится возраст пастуха.

Это лишь единичный пример, демонстрирующий разницу между подготовкой среднестатистического российского и американского школьника. Более того, наш шестиклассник мог бы с успехом учить математику в 9 классе американской школы, даже несмотря на то, что учебная программа по математике в школах США шире по содержанию: она включает (дополнительно к российской программе) такие разделы, как "Теория вероятностей", "Статистика", "Дискретная математика". И дело не только в том, что в российской школе 11 классов, а в американской – 12. Корни проблемы американской школьной математики лежат гораздо глубже. Они не только в самой школьной математике, а, прежде всего, в отношении общества к ней, точнее, в социально-исторических аспектах математического образования в США.

Американское общество стало уделять серьезное внимание математическому образованию, начиная с 60-х годов ХХ столетия. Американцы испытали шок после запуска первого советского спутника. Они поняли, что советские достижения в космонавтике напрямую связаны с состоянием и уровнем развития естественно-математического образования в бывшем СССР. Американцы рьяно принялись исправлять свои упущения в области школьной математики, но их энтузиазма хватило только на 10 лет. В 70-х годах в математическом образовании США опять наступил "застой". В те годы у нас был свой застой, у американцев – свой. В 80-е годы они вновь забили тревогу: "Нация на грани риска!" И снова принялись за реформирование школьной математики.

Однако американцы совершенно не последовательны в проведении реформ: в математическом образовании, как и во многих других областях, нельзя ничего серьезного достичь "наскоками" и "кавалерийскими бросками". Тем более, что по сравнению с евроазиатскими странами (в том числе и с Россией) у них нет богатой истории математического образования и не сформированы традиции в области школьной математики. Известно, что в России математическое образование было задачей государственной важности еще со времен Петра I. Сильные традиции математического образования на протяжении столетий сохраняются во Франции, Швейцарии, Нидерландах и других европейских странах. Это же справедливо и в отношении некоторых азиатских стран, например, Китая, Индии и др. Все эти государства с богатой историей и математическими традициями на порядок превосходят американцев и лидируют в списках сильнейших стран по уровню математической подготовки школьников. Я бы сказал так, как Россия – "ребенок" в демократии, так США – "младенец" (да простят меня мои американские коллеги за такое сравнение) в математическом образовании.

Аналогичная ситуация, например, в мужском футболе. Европейские страны имеют беспрецедентную футбольную историю и традиции по сравнению с США. Американцы начали серьезно играть в европейский футбол относительно недавно. Поэтому и не удивительно, что они на голову слабее европейцев. С другой стороны, женская сборная США по футболу недавно завоевала титул чемпионок мира. Объяснение простое: женский футбол в США начал культивироваться одновременно с другими странами, и американки имеют одну и ту же "историческую" весовую категорию с представителями европейского, азиатского и латиноамериканского женского футбола.

Кроме того, общество США психологически не готово к тому, чтобы американские школьники были первыми в мире по математике. Для этого, как минимум, необходимо наличие сильного общественного желания. Если Вы, дорогой читатель, думаете, что среднестатистический американский родитель очень переживает за школьные математические успехи своего чада, то Вы глубоко ошибаетесь. Он переживает за все что угодно, особенно – за спортивные достижения ребенка в бейсболе, баскетболе и т.д., но не за успехи в математике, не говоря уже о чтении или музыке. К слову сказать, наши российские родители уже давно, на уровне житейской интуиции, чувствуют тесную связь между занятиями ребенка музыкой, чтением и успехами в математике. Для американских родителей – это "открытие Америки". Лишь только в последние годы в США появились исследования, подтверждающие зависимость между успехами детей в музыке, чтении и математике. После этого нынешний президент Соединенных Штатов Б. Клинтон обнародовал Национальную программу "Читающая Америка" и призвал всех американских родителей уделять больше внимания чтению и занятиям музыкой своих детей. Судите сами: 41% американских четвероклассников (?!) практически не умеют читать или читают по слогам, как наши первоклашки, и только 28% – могут читать бегло. Сейчас, особенно во время летних каникул, во многих публичных библиотеках США организованы конкурсы по чтению для школьников: прочитал 4 книги – получил приз первой категории (например, бесплатный обед в Макдональдсе), прочитал 8 – приз посолиднее (бесплатный билет в кинотеатр) и т.д. Типично американский способ стимулирования… Что касается музыки, то американцам и не снилось иметь такую государственную систему музыкального образования, которая пока еще существует в России. Дай бог сохранить ее и дальше.

Я родился и вырос в Туркменистане, где 99% территории страны занимают пески Каракумы. До сих пор помню, как мой дед говорил мне: "Если хочешь воды, внучек, копай глубже". Мудрые слова. Мои наблюдения показывают, что американские школьники не "копают" глубоко в математике. Они этому просто необучены. Существующая до сих пор в школах США система стандартизированных тестов превращает обучение математике в простую лотерею: угадал – не угадал. Американские школьники не приучены долго думать над решением задачи или доказательством теоремы. Причем, весомую лепту в это вносят сами американские учителя математики: они не обременяют учащихся домашними заданиями, избегают строгих доказательств, предпочитают не давать учащимся сложных задач, заменяя их большим количеством однотипных, которые легко решаются одним способом. Еще со школьной скамьи я "зарубил себе на носу" правило, которое любил повторять мой учитель математики: лучше решить одну задачу тремя методами, чем три задачи одним. В большинстве своем американские учителя, как правило, уделяют много внимания решению простых, одношаговых задач, злоупотребляют тестами и превращают обучение математике в однообразный тренаж и подготовку детей к очередному тесту. Поэтому и не удивительно, что американские школьники "складывают овец с собаками, чтобы узнать возраст пастуха".

Картина была бы далеко не полной, если бы я умолчал об американских учебниках математики. Не сродни нашим российским: они большие, цветные, на мелованной бумаге, со множеством иллюстраций. В них можно найти все: и карту Америки, и портрет Б. Клинтона, и правила игры в американский футбол, и прочее, и прочее. Глаза разбегаются от разнообразия красок и изобилия разного по содержанию материала. К сожалению, не только глаза, у бедных малышей "мозги разбегаются" от этой "ряби": они попросту не могут сконцентрироваться на математике. Если взять для сравнения наши российские учебники математики или, к примеру, японские и корейские, то в них, кроме черно-белой математики, вы вряд ли найдете что-либо лишнее. А ведь Япония, Корея, да и Россия – страны-лидеры в школьной математике. Более того, американцы не могут похвастаться тем, что авторами их школьных учебников являются математики с мировыми именами, как, например, у нас – А.Н. Колмогоров, А.Д. Александров, Н.Я. Виленкин и др.

Отдельное слово о домашних заданиях. В России после напряженного трудового дня меня часто ожидал не менее "напряженный" вечер. Ибо первая фраза, которую я слышал от моей дочери переступая порог квартиры, была: "Пап, помоги мне сделать домашку по математике". И мы вместе с ней "вгрызались" в математические задачи, как минимум, минут на 45. Здесь, в Штатах, я "счастлив", так как ребенок всю домашнюю работу, включая и математику, успевает самостоятельно сделать за 20 минут, причем в школьном автобусе по дороге домой из школы. Можете себе представить уровень этого американского домашнего задания! Не удивлюсь, если наш российский родитель, прочитав эти строки, усмехнется: "И после этого американцы хотят быть первыми в школьной математике…" Это вполне естественная реакция.

Следующей принципиально важной причиной слабой математической подготовки школьников США является исторически сложившееся разделение американского населения на белых, черных (афро-американцев), индейцев (коренных американцев) и испаноязычных. На протяжении многих и многих поколений американского общества у афро-американцев, индейцев и испаноязычных, по сравнению с белым населением, был ограниченный доступ к естественно-математическому образованию и занятиям наукой. Именно поэтому математические достижения у цветного населения Америки гораздо ниже, чем у белых американцев. С этой точки зрения я бы назвал проблему слабой математической подготовки школьников США "цветной" проблемой, или проблемой поколений. А все, что связано с поколениями, с трудом поддается быстрому изменению. Уж кому, как не россиянам, не знать об этом: социально-экономические трудности современной России напрямую связаны с проблемой различия в менталитете поколений.

По ходу статьи я критически отозвался об американских учителях математики, обвиняя их в проблемах школьной математики. Однако это не вина, а скорее беда американских учителей. Прежде всего, я имею в виду систему их подготовки и повышения квалификации. Мы должны "носить на руках" нашу государственную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования. В США педагоги ломают голову над тем, как "соорудить" такую систему. Ибо американский учитель не включен в систему регулярного профессионального роста; он вынужден перебиваться отдельными конференциями и семинарами по разрозненным проблемам и тематикам. Буду несправедлив, если не отмечу, что на этих семинарах представляются очень интересные подходы и технологии обучения. Однако на них учитель получает как бы отдельные красивые фрагменты, кусочки, но не полную картину эффективного обучения математике.

В США резко бросается в глаза оторванность высшей школы от общеобразовательной. Лишь в отдельных штатах, таких как Северная Каролина, Калифорния, Миннесота, только-только начали осознавать важность этой проблемы. Я как-то привык к тому, что в России почти каждый вуз имеет свои подшефные школы. Более того, во многих российских физико-математических школах и лицеях часть занятий ведут университетские профессора и доценты. В США такую практику "и днем с огнем не сыщешь". Во-первых, здесь и в помине нет государственной системы физико-математических школ. Во-вторых, очень редко университетские профессора "освещают" своими визитами и лекциями общеобразовательные школы. Нет и того внимания к математическим олимпиадам, к малым академиям наук и т.д., которое имеет место в России. Не растерять бы все это нам в погоне за рыночной экономикой!

Что касается научной поддержки реформ математического образования в США, то в этой области наблюдается затянувшийся кризис американской философской доктрины бихевиоризма. Согласно этой философии, суть обучения можно свести к схеме: "стимул-реакция". Здравомыслящих американских педагогов начинает раздражать простота этой схемы; они недвусмысленно обвиняют философию бихевиоризма во многих школьных проблемах. В последние годы американцы усиленно пытаются найти замену устаревшей философии. Похоже, что их изыскания идут в направлении идей европейских психологов социалистической ориентации Ж.-Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и др., в русле философии конструктивизма. Иными словами, они идут к тем же идеям, на которых в основном построена наша отечественная педагогика и методика обучения математике. Я убежден, что они находятся на правильном пути. Я вдвойне убежден, что нам нельзя терять то хорошее, что мы уже имеем.

Принимая во внимание указанные причины и возвращаясь к началу статьи, к глобальной цели стратегической программы "Америка 2000", мне только остается предложить пари бывшему американскому президенту Дж. Бушу, что школьники США вряд ли смогут быть первыми в мире по математике раньше 2020 года. И то, если они очень и очень постараются…

 

 

Источник: www.experiment.lv/rus/biblio/choshanov.htm

 
« Пред.   След. »
© 2018 10й КАБИНЕТ
Website Security Test